Реконструктор красоты. Столичный дизайнер возрождает традиции изготовления кокошников
В Музее Москвы прошла выставка дизайнера Юханна Никадимуса, возродившего полузабытое искусство создания кокошников. Корреспонденты «Вечерки» встретились с мастером и поговорили с ним об увлечении этим необычным ремеслом и о том, кому старинные головные уборы могут понадобиться в наши дни. По старинным изображениям Увидев на ярмарке Юханна с его изделиями, изумляешься. Кажется, ну что может быть общего между брутальным бородатым мужчиной и женским кокошником? Впрочем, сам мастер давно привык к подобной реакции людей, узнавших, что он шьет старинные русские головные уборы. — Бывает, на вопрос о своей профессии я отвечаю, что занимаюсь дизайном и реконструкцией, чтобы не углубляться в подробности, — улыбается Никадимус. Как реконструктор он воссоздает модели кокошников по старинным изображениям, а как дизайнер — привносит в каждую работу что-то свое. — Я вычленяю логику рисунка и делаю некоторые изменения, — объясняет он. — Например, разбавляю парчу, латунные пайетки и жемчуг современным полиэстером и раритетным советским стеклярусом. Такой эклектичный подход не столько дань моде, сколько попытка заменить доступными аналогами аутентичные материалы. Просто некоторые из них сейчас очень сложно найти. Например, на одном из этапов работы у мастера возникла проблема с лентами. — Раньше они были широченные, шелковые, муаровые, — рассказывает Юханн. — А сейчас таких нигде не производят, поэтому приходится искать что-то подходящее среди винтажных товаров. Все началось с песен Путь Юханна к необычному увлечению удивителен. Старинными головными уборами молодой столичный актер и музыкант заинтересовался шесть лет назад, записав альбом русских народных песен. На обложку ему захотелось поместить кокошник, но выяснилось, что взять его негде. Несколько экспонатов хранились в музеях, но шанс, что там разрешат достать их из запасников для фотосъемки, был ничтожно мал. И тогда Юханн решил сшить кокошник сам. Ну а что? Иглу в руках держать умеет, с особенностями различных тканей знаком хорошо — сказывается опыт работы в сетевом магазине одежды. Помочь Юханну в пошивочном деле вызвалась его знакомая, Ярина Николаева, одна из лучших в России золотошвей. Она-то и познакомила молодого человека с технологией шитья и рассказала, где приобрести материалы для работы — золотую фольгу, бусины и жемчуг. И надо сказать, что Юханн все схватывал на лету. Свой первый кокошник в виде снежинки, похожий на тот, что украшал голову врубелевской Царевны-Лебедь, он сделал уже через месяц. — Меня не покидало ощущение, будто я всю жизнь этим занимался, — признается дизайнер. Вероятно, способности к рукоделию передались молодому человеку от его предков — ассирийцев, в честь которых он и получил свое необычное имя. В российской столице ассирийцы с незапамятных времен занимались ремеслом, отшивая кожаную обувь и сумки. Двух одинаковых не встретишь Фотографию своего первого кокошника Юханн выложил в социальную сеть и буквально сразу же нашел покупателя. Венцы у Юханна заказывают стилисты модных журналов для съемок, любители старины для украшения интерьера. Один из венцов, сшитый по образцу XIX века, был недавно приобретен для знаменитой французской актрисы Фанни Ардан и доставлен ей в Париж. Звезда театра и кино — настоящая поклонница русской культуры. И все чаще кокошники покупают на свадьбу. Последнее сегодня — настоящий тренд! По словам Никадимуса, популяризировали русский головной убор болельщики, приезжавшие на чемпионат мира по футболу два года назад. Они с удовольствием надевали сувенирные кокошники на матчи, и выяснилось, что старинное украшение к лицу многим современным красавицам. И это Юханна безумно радует: по его мнению, ремесло должно жить. А пока мастеров, владеющих секретами изготовления русских венцов, мягко говоря, совсем немного. — Но в последнее время все больше людей интересуется шитьем кокошников, —говорит дизайнер. — Многиеиз них становятся моими учениками. Но поставить такое производство на поток, по его мнению, — явно не путь развития для этого промысла. — Кокошники всегда были штучным товаром: двух одинаковых нельзя было найти. Такими они и должны оставаться, — уверен мастер. — Для меня развитие — это возможность заниматься любимым делом, расти в своем ремесле и приносить людям пользу. В этом смысле у меня на будущее очень большие планы. Кстати, главная особенность кокошника — гребень. В русских губерниях его форма была различной. Например, в Костромской, Псковской, Саратовской, Нижегородской и Владимирской кокошники напоминали по форме наконечник стрелы. В Симбирской носили кокошники-полумесяцы. В других были «златоглавы», «каблучки», «наклоны», «кокуи» и «сороки». Особое внимание уделялось орнаменту, украшавшему кокошник. В середине, как правило, располагалась стилизованная «лягушка» — символ плодородия. По бокам — S-образные фигуры лебедей — символов супружеской верности. Читайте также: Программист из Подмосковья рассказала, как создает игрушечные домики