Эксперты рассказали, стоит ли строить бизнес с другом

Бизнесмен — это не просто профессия. Это образ жизни и своеобразный склад ума. Быть предпринимателями могут не все. А те, кому все-таки удается найти себя на этом пути, сталкиваются с актуальным вопросом. Как выбрать партнера для создания своего дела? Стоит ли довериться в этом вопросе другу? Совместимы ли дружба и работа? В этом и попытаемся разобраться вместе с экспертами в материале «Слово и Дело». Как говорил Джон Рокфеллер, дружба, основанная на бизнесе, лучше, чем бизнес, основанный на дружбе. Дружеские отношения для бизнеса — это плюс, поскольку между участниками есть и понимание, и доверие, и общие ценности, и интересы. Однако вопросы прибыли и ее распределения испортили не одну долговечную дружбу. С юридической точки зрения, бизнес и дружба возможны только при грамотном оформлении партнерских отношений. Эмоциям не место в бизнесе. В этом уверена руководитель юридического направления ЮД «36 Стратагем» Катерина Коробкова. Как пояснила спикер, главной ошибкой «дружеских» партнерств является неумеренное доверие в начале пути, которое в будущем приводит к трудноразрешимым юридическим задачам. Источник: ФБА «Экономика сегодня» Пожалуй, самым неудобным примером с точки зрения юридического оформления партнерства считается распределение долей в уставном капитале по принципу 50/50, то есть когда голоса участников делятся поровну. В такой ситуации ни один из участников не может принять решение без второго участника. При непримиримости позиций — это ситуация абсолютного deadlock. При подобном распределении долей, приоритет будет у того участника, на чьей стороне окажется директор общества. При этом поменять такого директора не удастся в силу отсутствия большинства у каждого из участников. «Советом при образовании бизнеса с другом может быть, как указано выше — отход от эмоций и разработка полноценных корпоративных документов. В настоящее время в российском праве проявились значительные подвижки в вопросах диспозитивности корпоративного права, предоставляющие широкие возможности урегулирования спорных моментов самого разного толка». Во-первых, в настоящий момент все более широкое распространение получают корпоративные договоры участников, которыми можно урегулировать вопросы того, как участники будут принимать решения. При этом можно прописать в договоре конкретные обстоятельства, при которых участники будет голосовать так или иначе. Кроме того, в корпоративных договорах можно предусмотреть обстоятельства, при наступлении которых тот или иной участник может продать — или наоборот, потребовать купить — долю. Источник: ФБА «Экономика сегодня» Во-вторых, летом этого года были приняты изменения, которые регулируют порядок выхода участника из Общества. Этот новый инструментарий также можно использовать при наступлении конфликтных ситуаций, поскольку выход участника может быть связан с наступлением того или иного события. «Еще одним испытанием дружбы при совместном бизнесе может быть зависть к успехам партнера. С одной стороны, конкуренция — двигатель прогресса, но с другой стороны, как говорила Фаина Раневская "успех — единственный непростительный грех по отношению к своему близкому". Возможным вариантом решения здесь может быть диверсификация бизнеса и разделение его на обособленные структуры, объединенные единой целью. Здесь главное не увлечься и не привлечь внимание налоговых органов, которые не любят дробление бизнеса и довод о разделении такового в целях спасения дружбы могут не принять. Грамотно выстроенные отношения внутри структуры бизнеса позволят избежать установки Аристотеля Онассиса: "У меня нет ни друзей, ни врагов — только конкуренты"», — подытожила Катерина. Российский бизнес еще очень молод. Во главе компаний стоит только первое поколение собственников. Как правило, это яркие, харизматичные люди. Построение собственного бизнеса требовало от них огромного количества энергии, воли, усилий и немалых жертв. Как рассказывает генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива» Наталья Сторожева, такие люди осознают всю важность личной власти и ни с кем не собираются ею делиться. Очень часто партнер по бизнесу превращается в главную угрозу. И из состояния дружбы и партнерства собственники переходят в состояние войны. «Часто ими движут личные мотивы — зависть, уязвленное самолюбие, соперничество. А интересы бизнеса при этом страдают и отодвигаются на второй план. Наши российские пионеры бизнеса еще не научились играть вместе. Они часто ассоциируют компанию со своей личностью, считают бизнес своей территорией, называют своим домом, кораблем. А на корабле, как известно, может быть только один капитан. Иногда мотивом разрыва отношений — и, как следствие, разделения бизнеса — являются принципиально разные подходы к развитию компании. Например, один из собственников считает, что надо инвестировать в производство, технологии, оборудование. А другой думает о силе бренда и развитии дистрибуции. Одновременно реализовать эти идеи не хватает ресурсов, а договориться — не получается. В таких случаях разрыв почти неизбежен». Источник: freepik.com - Designed by Freepik Также типовым сценарием является раздел бизнеса при разводе, если оба супруга — учредители. Примеров, когда люди сохраняют партнерство в бизнесе, теряя его в личных отношениях, к сожалению, много. Большинство российских предпринимателей, особенно в среднем и малом бизнесе, имеют опыт разрыва дружеских, партнерских отношений, считают наиболее надежным вариант единоличного (или доминирующего) владения. Это дает собственнику чувство психологического комфорта и юридической защищенности. Возможно, это несколько ограничивает ресурсы компании, ее возможности развития. Но многие собственники предпочитают придерживаться установки: «Маленькое королевство, но зато мое», подытожила спикер. Основатель агентства интернет-маркетинга Agency IMA Дмитрий Прусов со своими коллегами согласился и поделился с редакцией личным опытом в этом вопросе. По словам спикера, одно из агентств предложило ему стать полноценным партнёром. «В тот момент я был просто счастлив, так как оно было уровнем выше меня. Но внутренний диалог подсказывал, что не стоит влезать в эту авантюру. Прошло почти два года и на данный момент я перерос их в сервисе и уровне продаж. Что помогло мне не стать частью другой команды? Критический взгляд на все и рассуждение: "А что будет через несколько лет. А какие негативные исходы могут быть у этой дружбы, и с чем я останусь в итоге?". Мой личный вывод таков: наверное, не стоит брать в партнёрство друзей, а особенно, если один из вас выше на голову партнера. Возможно, стоит партнериться, если вы одинаково трудолюбивы и обладаете разными навыками. Например, один умеет строить продажи и поиск лидов, а второй может организовать команду и процессы производства услуг». В любом случае, строить бизнес с другом или нет — решать каждому индивидуально. Главное помнить, что благополучие зависит от ваших собственных решений.

Эксперты рассказали, стоит ли строить бизнес с другом
© Слово и Дело