Как найти свой стиль и почему калининградцы не покоряют "Танцы на ТНТ": исповедь профессионала
32-летний Сергей Бобров шестнадцать лет занимается танцами и сейчас руководит одной из студий. Калининградец рассказал "Клопс", почему у танцоров нет средней зарплаты и когда город накрыла музыкальная лихорадка. Результат не падает с небес Любой человек может научиться танцевать, в нас это заложено природой: двигаться красиво, завораживать, раскрывать свою личность. Всё зависит от настроя и желания: делайте с удовольствием, не мучайте себя, и всё пойдёт как по маслу. Некоторые хореографы специально набирают возрастные группы — получается шедеврально. У нас есть группа мамочек, которые три года занимаются и выступают на концертах с детьми. Танцуют хип-хоп, джаз-фанк. Это как в fashion-индустрии: модели неформатного плана сегодня более востребованные и успешные. Но будем откровенными: таких имён в разы меньше, чем "идеальных и каноничных". Есть, конечно, и предрасположенность к танцам, и обратные случаи, когда приходится очень много трудиться, чтобы хоть что-то получалось. Мы не награждаем человека каким-то клише: молодец или бездарный. Каждый учится в своём режиме. У нас в сильном составе есть девочка. Данных "в теле" у неё меньше, чем у одногруппниц. Первые пару лет родители и некоторые коллеги сомневались: может, ей это не надо? Сейчас она почти догнала свою группу, в ней есть изюминка. Все известные танцоры — трудяги. У Калининграда всё впереди По современному танцу — контемпу, которым я занимаюсь больше всего — в Калининграде очень хороший уровень. Сказываются близость к Европе — много специалистов приезжают из-за рубежа со свежей информацией — а также определённые местные тренды и тенденции. Но Москва и Питер по уровню технической подготовленности всё равно впереди. За последние пять лет период танцевального застоя закончился. Россия в высоко ценится на мировой арене, у нас есть топовые коллективы. В Калининграде тоже есть студии, которые стремительно развиваются. Я уверен, что мы ещё о себе заявим. Контемпу учила бабушка модерна Мой родной стиль — хип-хоп. Через пять лет тренировок я открыл для себя модерн, или, как это сейчас называется, контемпорари дэнс. У нас в городе есть хороший специалист и просто замечательный человек, Наталья Васильевна Агульник, её я с большим уважением зову бабушкой модерна. Она стала наставницей для многих танцоров, включая меня. Агульник из тех российских танцоров, которые модерн развивают ещё со времён Советского Союза. Тогда на Западе всё уже было, а у нас — нет. Я занимался с ней в классах, параллельно работал в своих коллективах. В своё время душа моя была отдана контемпорари, хотя очень нравится смотреть на хип-хоперов, особенно когда они делают это профессионально и круто. Лихорадка нулевых В начале нулевых случился "танцевальный бум". Разгонялась тема благодаря таким фильмам, как "Шаг вперёд". Хип-хоп был на пике популярности. Практически весь город был охвачен музыкальной лихорадкой. Но со временем уличные танцы стали забываться. А семь лет назад на смену пришли "Танцы на ТНТ". Они открыли много разных направлений — в этом плане свою просветительскую миссию телепроект выполнил больше чем на сто процентов. Мне намного интереснее учить, чем самому танцевать на сцене. Мои творческие амбиции не связаны с медиапопулярностью — я хочу делать номера, интересные зрителям и коллегам-экспертам. Почему другие калининградцы не едут на шоу? Танцоров, которые были бы на таком уровне, у нас мало. Есть успешные примеры, когда исполнители уезжают на учёбу или работу за границу. У них свой приоритет. Надо сразу разобраться для себя, в чём перспективы. Если хочешь быть замеченным именитыми хореографами, то пожалуйста. Курс на Америку и Европу В России есть очень интересные, местами самобытные компании, хореографы и театры современного танца, но всё-таки мы двигаемся за Америкой и Европой. Это обусловлено историческими факторами: когда в Советском Союзе процветали эстрадные танцы, балет и выступали народники, на Западе уже с 30-х готов всё развивалось. Конечно, сейчас этот разрыв меньше, но мы только догоняем. В самых помпезных театрах Европы и Америки ценятся танцовщики, которые владеют не только классикой, но и современными техниками танца. Там зритель искушённый, хотя сначала было много непринятия — люди не понимали, что это такое и зачем нужны такие странные танцы. Сделать что-то оригинальное в Европе и не бояться быть осуждённым гораздо проще, чем в России. Смотрите на свою энергетику Дети. За них стиль танца выбирают, как правило, родители. Если они примерно понимают, что у ребёнка много энергии и нужно её куда-то направлять, тогда подойдут стили вроде хип-хоп или брейк-данс. Неважно, какого ты пола, в брейк идут и девочки — пацанками потом никто не становится. Когда ребёнка, который носится, как электровеник, отправляют на контемпорари дэнс с его пластической подготовкой, гимнастикой и спокойной динамикой занятий, это трудно. А взрослым проще: достаточно просто посмотреть видео на ютубе, чтобы прийти к своему стилю. Два-три ролика посмотрел, и уже есть представление, где танцуют контемп, а где — вог или социальные танцы. Внимание к деталям Прежде чем пойти на какой-либо вид танцев, изучите его униформу или спросите у тренера. На бальных танцах есть специальная обувь и дресс-код. К таким вещам нужно относиться с уважением. Вы же не придёте в театр в рваных джинсах? В современных направлениях немного проще: если на балет вам нужен купальник определённого фасона и размера, то на том же хип-хопе ценится свобода самовыражения и комфорт. Так танцуется проще и круче. В уличных танцах нужная спортивная удобная обувь, в контемпе танцуют в носках — нужно сцепление с полом. В капоэйре — вообще босиком. Калининград качает брейк За последнее время на хорошей волне находится именно брейк-данс — открылось много школ в Калининграде. Опять же, контемп всё ещё популярное направление. Я вижу, что повысился интерес к балету, появляется много информации в интернете и по классическим танцам. Джаз-фанк и вог, скажем, не такие популярные. Многие местные коллективы уделили внимание именно своим залам: танцоры ценят эстетику. К тем, у кого помещения лучше, идут активнее. Тур по больницам Для танцоров профессиональные болячки, появляющиеся после тридцати лет, — обычное явление. Связано это с тем, что по молодости многие не знают своего тела, не совсем владеют методикой. Каждая травма с возрастом напомнит о себе. Но есть масса позитивных примеров, когда люди танцуют до преклонного возраста и хорошо себя чувствуют. Идеально здоровых в этой сфере не бывает, но есть куча техник, позволяющих случайно не надорваться. "Танцоры мало зарабатывают" Я не буду ни развенчивать этот миф, ни подтверждать. Жизненный опыт подсказывает, что может быть всякое. В Калининграде каждый год открывается тысяча ИП, а выживает из них только 10-15 процентов, но нельзя же сказать, что открытие бизнеса не прибыльно? В моём коллективы есть ученики, которые спустя годы занятий стали преподавателями, сейчас они зарабатывают выше среднего. И у меня были трудные периоды, когда можно сдаться. В Калининграде тренер-хореограф может зарабатывать до 50 тысяч. Решают удачные кейсы — номера и постановки, которые ты можешь показать потенциальному заказчику.