«Лживая взрослая жизнь» Элены Ферранте: удалось ли писательнице повторить успех?
Новую книгу Элены Ферранте в России ждали три года (а в Европе, где «Моя гениальная подруга» вышла аж в 2010-м, и того дольше). Всё это время издатели, которые знали, что писательница работает над чем-то новым, держали феррантеманов в тонусе. Выпускали старые, созданные ещё до «Неаполитанского квартета» вещи – по сути, черновики к нему. Фанаты покорно вздыхали и шли за очередной «новинкой». И вот наконец обещанное! Удалось ли Ферранте снова всех очаровать, или лучше бы так и продолжалось её литературное безрыбье, на котором и рак, как известно, судак? Читателя «Лживой взрослой жизни» Ферранте опять приглашает в Неаполь, только теперь не в грязный и бедный, а во вполне благополучный, «верхний» его район. Именно там со своими прогрессивными и любящими родителями живёт юная Джованна. В семье у неё всё прекрасно: мама и папа строят карьеру, но и про дочку не забывают. Со взрослыми всегда можно обсудить сложные темы, образование и книги возведены в культ, нет запретных вопросов: религия, секс – обо всём можно разговаривать и для всего папа с мамой найдут правильные, понятные слова. Но в жизни Джованны уже назревают изменения – она сама набухает как весенняя почка, готовая вот-вот превратиться из ребёнка в девушку. В этот уязвимый момент Джованна вдруг знакомится со своей тёткой – крикливой необразованной Витторией, противоположностью родителей. Джованна попадает в неблагополучный «нижний» Неаполь и выясняет, что жизнь может быть другой – не чопорной и интеллигентной, а яркой и жёсткой. И для девушки вовсе не очевидно, какая из дорожек лучше. Тем более что дома всё идёт наперекосяк: такие мудрые, знающие ответы на все вопросы родители внезапно начинают вести себя хуже Джованниных одноклассников. К сожалению, любовь и гормоны путают всё не только в подростковом возрасте. Читая «Лживую взрослую жизнь», в какой-то момент ловишь себя на мысли, что ты словно вернулся в Неаполь Лену и Лилы. Действие происходит в той же вселенной, и кажется, что Джованна вполне могла бы дружить, скажем, с одной из дочерей Лену. Ферранте действительно пишет одну бесконечную историю, но при этом она, эта история, абсолютно самостоятельна – даже если вы не не читали «Квартет», проникнетесь атмосферой. А те, кто читал, словно вернутся в родные места. Возможно, кого-то такая неоригинальность покоробит, зато многочисленный фандом Ферранте уважен – все феррантоманы, просившие «Ещё! Ещё!», получили пусть не продолжение «Квартета», но его достойный аналог. Удивительно, но Ферранте удалось повторить былой успех: она пишет всё так же точно и просто, то даёт героям всласть порассуждать на философские и социальные темы, то возвращает их с небес на землю описанием самых бытовых, даже низменных подробностей жизни. Её проза не растеряла самобытности, а перо стало острее. Поэтому вердикт: читать! Издательство: Corpus Год выхода: 2020 Переводчик: Анна Ямпольская