«Я не боялась взять на себя стопроцентную ответственность за каждую пачку»

О проекте — Расскажи про свой проект — в чем его фишка? — Holy Corn — молодая и быстрорастущая FMCG-компания, бренд попкорна. Я — основательница и генеральный директор. Наш продукт относится к категории «better for you food». Это одно из самых перспективных направлений на рынке, которое находится на пересечении здоровой еды и привычных для нас фастфуд-снеков. Наша фишка — в том, что продукт привлекателен с точки зрения вкусовых качеств, позиционирования и нацелен на широкую аудиторию. При этом он на порядок лучше многих привычных нам чипсов и других снеков по своим свойствам: полностью натуральный, с чистым и понятным составом, цельнозерновой, порядка 100 ккал на пачку. — У вас уникальная технология производства? Почему ваш попкорн более «‎здоровый»? — Из основных преимуществ можно выделить: 100% натуральный состав и особый подход к выбору ингредиентов. Например, мы готовим на кокосовом масле и используем только натуральные добавки. Баланс рецептуры. Наш состав максимально сбалансирован с точки зрения сахара, соли, жира — все в грамотных пропорциях, которые позволяют продукту сохранять умеренную калорийность. Порционный формат, в котором представлена большая часть продукции. Получается, что наши потребители могут осуществлять контроль порции. Основа нашей продукции — это кукуруза, а в ней много клетчатки и полезных нутриентов. При этом это безглютеновый и в то же время цельнозерновой продукт. У нас есть веганские опции, то есть даже люди, которые придерживаются жестких диет, могут найти что-то подходящее. — Расскажи, почему ты решила запустить бизнес в этой сфере? Как все начиналось? — Если говорить про попкорн, то это связано с моей личной заинтересованностью в этой теме и категории «‎better for you» продуктов. Это началось за много лет до того, как был запущен Holy Corn. Я замечала, что на рынке недостаточное количество товаров, которые обладают привлекательными свойствами для меня как покупателя. При этом на примере других рынков и стран было очевидно, что существует огромная ниша. Если же говорить про сферу FMCG — для меня это возможность донести информацию и свои идеалы до миллионов людей, поздороваться через продукт с огромным количеством клиентов. Немногие бизнесы могут похвастаться этим. Такой масштаб этой индустрии меня лично всегда очень завораживал и привлекал. При этом наш продукт не сильно сегментирует аудиторию, он доступен и понятен каждому. Наконец, если говорить про рациональную часть: я увидела в этом перспективы, работая в McKinsey, когда была возможность соприкоснуться с бизнесом многих компаний и с разными индустриями за короткий срок. Я поняла, что именно эта категория и все, что связано с зерновыми продуктами, продуктами переработки, пользуется большим спросом. Есть внутренний потенциал рынка и возможности экспорта. — Как возникла идея бренда Holy Corn? — Когда я работала в McKinsey, уже знала, что хочу запустить свой FMCG продукт. До попкорна были разные идеи, но полноценно заниматься этим не было времени, и мне не все откликалось. При это я понимала, что рано или поздно найду в этой индустрии близкий мне и интересный продукт. Идея попкорна пришла совершенно случайно. Тогда уже все сложилось: у меня был максимальный интерес, и я смогла просчитать перспективы рынка. — Ты не боялась идти в направление производства продуктов питания, не имея опыта или образования в этой сфере? — У меня было понимание, что в новом бизнесе, будь это FMCG или любой другой, есть много разных функций, в которых у меня не было опыта. Нюансы пищевых технологий мне предстояло изучить, но это абсолютно не пугало. Я понимала, что мне в любом случае во всем нужно будет разобраться настолько детально, насколько это возможно. Плюс я никогда не полагалась только на свои силы и доверяла мнению экспертов. При разработке продукты со мной сотрудничали технологи. Параллельно я укрепляла свою собственную экспертизу, чтобы могла с ними разговаривать на одном языке, подсказывать в каких-то моментах. Поэтому это не страшно: с одной стороны, есть эксперты, с другой, возможность самому быстро обучиться. — Когда официально запустился твой проект? — Я считаю, что компания появилась вместе с первым продуктом. Это декабрь 2017 года. До этого момента было несколько месяцев проработки на производстве, а когда была готова первая пачка, вокруг меня уже образовалась еще маленькая, но команда. Это уже компания. — Ты стартовала на свои сбережения? — Да, и было сложно. Это были минимальные вложения и первые месяцы, даже пара лет нереальной работы, моей и моей команды. Мы делали все и сразу, экономили на всем, искали креативные возможности расти быстро и с оптимальными вложениями. — То есть инвестиции ты не привлекала? — Нет, несмотря на то, что были предложения от фондов, частных инвесторов. Я являюсь единственным владельцем. Это было осознанное решение — на первом этапе я видела, как можно развить этот бизнес без привлечения внешних инвестиций. Для построения бренда требуется много кропотливой работы и вложенных усилий, и деньги здесь не всегда решают. При этом часто кажется, что деньги могли бы упростить жизнь и помогли бы реализовать какие-то проекты быстрее. Но в тоже время я понимаю, ради чего мы строим эту компанию. Хочется выбирать самые правильные партнерства, стратегические и долгосрочные отношения. При этом у нас не было и нет принципиальной позиции не привлекать инвестиции. Мы считаем, что это прекрасный инструмент для масштабирования. Я вижу массу преимуществ в правильном партнерстве и всегда открыта к обсуждению. Подробнее о том, как Алиса запустила Holy Corn, читайте в интервью Rusbase — Какие планы сейчас с точки зрения развития проекта? — Есть несколько направлений. 1. Продуктовое. Наша линейка готового попкорна активно наращивает дистрибуцию, лояльность покупателей. Мы выпускаем около 500 тысяч пачек в месяц, это уже значимая доля рынка в нашей категории, но есть куда двигаться. Также мы сейчас запускаем новую продуктовую категорию — микроволновый попкорн. 2. Рынки сбыта. Мы уже присутствуем в большинстве федеральных сетей, таких как «‎Магнит», Х5 Retail Group, «‎Дикси», «‎Лента», Metro CC, «‎Окей», «‎Ашан» и так далее, но все равно видим, как можно укрепить свои позиции на внутреннем рынке и расти дальше. Самый большой вызов для нас сейчас — это экспорт. С каждым днем он становится все более приоритетным. Изначально бренд нашей компании позиционировался как глобальный продукт: и айдентика, и название, и регистрационные особенности. На данный момент в 50+ странах идет финальная стадия регистрации нашей торговой марки. Нам интересны Европа, Азия и США. Мы уже присутствуем в Amazon США и скоро будем в Amazon в Европе, и, надеемся, в Японии. Параллельно у нас запланирован выход в e-com в Китае, мы должны появиться там на основных площадках. Ведем переговоры с ритейл-сетями Европы. На первом этапе логистика будет из России, далее будем думать о локальном производстве, но это зависит от объемов. 3. Усиление команды Holy Corn. Мы активно растем, к нам приходят новые сотрудники, в том числе с опытом в FMCG, из таких компаний, как Mars, Pepsico, Unilever, Reckitt Benckiser, и из большой тройки, четверки. У нас бешеный рекрутинг, и я лично в него вовлечена: знакомлюсь с большим количеством людей из индустрии и вижу максимальную ценность в том, чтобы собрать лучшую команду на рынке. Мы проводим образовательные инициативы для сотрудников, берем консультации экспертов. Считаю, что команда — это основной драйвер для наших дальнейших достижений и самая важная инвестиция. О рынке и трендах — Как коронавирус повлиял на ваш бизнес и сегмент рынка? — Я лично вижу больше позитивных изменений, даже несмотря на то, что они где-то давались непросто. Мы внимательно посмотрели на нашу структуру затрат и нашли новые решения как в производстве, так и операционке. С точки зрения дистрибуции и спроса на продукта, конкретно в категории снеков и попкорна наблюдался повышенный спрос в последние месяцы. Согласно аналитике лояльных игроков, а также западного рынка, было временное, но значительное повышение потребления попкорна. Скорее всего, это связано с тем, что люди проводили очень много времени дома за просмотром контента и домашним досугом. Но это не долгосрочный тренд, который можно экстраполировать. В целом, если сравнивать с другими направлениями, FMCG меньше пострадал от последствий пандемии. Мы вышли с минимальными потерями из этого периода, и для нас он не очень показательный, так как у нас амбициозные планы по новым рынкам, продуктам и каналам дистрибуции. Поэтому краткосрочные колебания рынка не стали для нас причиной, чтобы снизить темп роста. Мы не скорректировали ни одну из наших инвестиционных программ, продолжали нанимать новых людей. Где-то даже ускорились, например, в онлайне мы кратно увеличили свои инвестиции. — Вы продаетесь в онлайне, direct-to-consumer. Во что ты больше веришь — в dtc и персональное общение с покупателем или в офлайн, где вас продают крупные сети? — Конечно в офлайн, в работу через партнеров. Такие варианты есть и в онлайне: это не только маркетплейсы, но и онлайн-магазины, например, крупных гипермаркетов. Для большинства людей важно иметь ассортимент продуктов, а не заказывать один монопродукт. Я верю, что D2C будет развиваться, и в какой-то момент станет более значимым сегментом. Но пока что основной объем все равно будут занимать сети и партнерские каналы. При этом очень важно сохранять D2C-подход в коммуникации, маркетинге и восприятии бренда, нужно быть максимально близко к аудитории. У нас уже есть наше лояльное коммьюнити, которое мы развиваем и которое я лично просто обожаю. Мы с ними общаемся, дружим, получаем обратную связь. Когда я создавала продукт, никогда не думала, что мне будут писать люди и говорить: «Спасибо за то, что Holy Corn существует» и «Спасибо за то, что вы делаете свою работу». Для меня это очень ценно, и я вижу в этом большую отдачу. — Какие тенденции развития снековой категории и попкорна ты видишь в целом в мире и в России в частности? — Российский рынок сейчас проходит те этапы развития, которые уже были пройдены на других рынках. Когда мы, например, смотрим на рынок Великобритании и США, мы видим, к чему придет Россия через какое-то время. В этих странах рынок уже настолько насыщен разными предложениями «‎better for you foods», здоровых продуктов питания, что идет более узкая специализация для конкретных ниш и категорий. В России еще этап, где есть спрос и необходимость создавать продукты, которые будут привлекательны для широкого сегмента потребителей. Если обратить внимание на полки ритейл-сетей, заметно, что недостаточно ассортимента в категории снеков, особенно тех, которые не нацелены на строгий ЗОЖ или диабетическую диету, но при этом имеют ряд отличительных полезных качеств. Какие-то более узкие направления, например, кето или палео диеты пока не имеют на российском рынке достаточного количества приверженцев, чтобы наращивать свои объемы. О команде — Ты единственная основательница в проекте? Как плюсы и минусы такого формата ты видишь? — Я приняла решение запускать бизнес сама в первую очередь потому, что я этого не боялась. Мне понятно, зачем входят в проекты с партнерами: например, чтобы разделить ответственность и риски. У меня изначально не был страха и нежелания взять на себя стопроцентную ответственность. Я была готова единолично это сделать и считаю, что это основное, что меня поддерживало и дало такую уверенность стартовать самой. Что касается плюсов моего подхода, то это единодушие в принятии решений и четкое понимание визионерства компании, развития ДНК бренда, последовательность в стратегии. Если говорить про минусы, наверное, всегда есть какие-то упущенные возможности от отсутствия продуктивного партнерства. Но наша компания в целом выстроена на большом количестве партнерств, например, с ритейлерами, поставщиками, маркетинговыми агентствами. До настоящего момента я не видела в этом проблемы, потому что у меня сильная команда и advisory board. Когда ты СЕО, нужно иметь инструмент и возможность обсудить ежеквартальные и ежемесячные отчеты, направления стратегии с кем-то, и даже перед кем-то отчитаться. — У тебя есть опыт работы в корпорации с довольно конкурентной средой. Сейчас ты много говоришь про культуру партнерства, которая отличает Holy Corn на рынке. Такая культура была выстроена тобой целенаправленно? Или это, скорее, отражение тебя и твоих ценностей? — Действительно, культура McKinsey отличается от нашей. Здесь есть мои личные характеристики, и я 100% взяла их в Holy Corn. Мне нравится, когда в компании и в команде дружелюбный, открытый, теплый формат работы, сотрудничества и общения. Он в том числе не такой корпоративный, как то, к чему привыкли в других компаниях, и здесь мы выходим за рамки. — Что, на твой взгляд, привлекает людей из крупных корпораций идти к тебе в команду? — Думаю, что тут есть несколько моментов. С одной стороны, у нас масштабные цели и небольшая команда, и каждый человек может повлиять на результат. Мы видим, что к нам стремятся прийти люди, которые готовы и хотят взять ответственность и наслаждаются возможностью этот результат создать. Им важно видеть, что они приняли в этом активное участие. Мы доверяем сотрудникам, которые хотят что-то сделать, а у них есть возможность проявить себя. Вторая особенность — именно в дружелюбной культуре. Конечно, у нас бывают сложные моменты и стресс, и непростые переговоры, но в офисе постоянно смех и комфортная атмосфера. Я лично верю, что в такой атмосфере люди способны больше создать и сотворить, и, наверное, для многих это тоже очень привлекательно. Третий момент, и это то, что мне импонировало в работе в McKinsey с четкими стандартами к себе и к другим — это желание все делать на высшем уровне, ставить себе все более амбициозные цели. Делать невозможное возможным — это очень классно. Мы пытаемся сочетать высокую продуктивность, амбициозные цели и возможность все это отпраздновать в комфортной среде. О предпринимательстве — Что самое сложное для тебя в бизнесе и предпринимательстве, и как ты с этим справляешься? — Самое сложное с одной стороны — это осознание огромной ответственности, и она растет с каждым днем. За каждую пачку из 500 тысяч единиц продукции, каждого человека, каждое партнерство. Это чувство, с которым нужно уметь жить, у меня в принципе получается. С другой стороны, при всем этом невозможно не рисковать, не делать дерзкие шаги, постоянно видеть только негативные последствия. Я просчитываю риски, но в тоже время соглашаюсь на них. Это парадокс: я понимаю все возможные негативные сценарии, и с каждым новым днем цена нашей ошибки растет экспоненциально, но в то же время без принятых решений мы не можем двигаться дальше. — Что в твоей работе и предпринимательстве тебе нравится больше всего? — Что это свобода: можно мечтать, рисковать, действовать и видеть, как невозможное становится возможным. Про девушек-фаундеров — Как ты думаешь, что отличает девушку-фаундера в России от девушки-фаундера за рубежом? — Я не была девушкой фаундером за рубежом, поэтому мне сложно ответить. Мне кажется, это не гендерное различие, а различие в менталитете людей и подходе к бизнесу. Может быть, там другой уровень зрелости, большее количество кейсов, на которые можно полагаться, опыта и экспертизы, которыми можно воспользоваться, чем в России. В России люди чаще создают с нуля. Это мое личное наблюдение, но я никак не могу подвести это под общую статистику. — Что нужно делать, чтобы таких, как ты, становилось больше? — Я не верю, что предпринимателям нужна особая экстра-поддержка. Скорее, не нужно мешать. Наверное, каждый, кто выбирает этот путь, должен прекрасно понимать, какой это серьезный выбор, и изначально рассчитывать только на себя и ресурсы своей компании, а не на внешнюю помощь. Если приходит дополнительная поддержка — хорошо, этим нужно пользоваться. Мы тоже используем все эти возможности, отслеживаем программы и субсидии. Здорово, что они существуют, для нас это плюс. Мы даже удивлены, что такое происходит. Надеемся ли мы на это? Абсолютно нет. Смогли бы мы без этого? Точно да. Я считаю, что именно с таким подходом нужно жить каждому предпринимателю, потому что эта поддержка может и не случиться. Что можно сделать государству? Создавать позитивный имидж предпринимательства, поддерживать, позитивно отзываться о работниках нашей индустрии, уважительно относиться к потребностям. Все начинается с отношения, потом за этим следуют уже конкретные действия. — В твоей картине мира нет разделения на предпринимательство женское и мужское? Что кому-то проще, а кому-то сложнее? — Если так смотреть на вопрос, то в какой-то степени с женщин бывает больше спроса. Все стремятся к гармоничной и сбалансированной жизни с точки зрения личных и рабочих отношений. При этом ожидания от женщин везде одинаково высокие, особенно, когда есть семья и дети. К сожалению, успевать везде невозможно, поэтому то, что будет помогать развитию женского предпринимательства — это снятие гендерных стереотипов о домашних обязанностях женщины и мужчины и в целом более сбалансированный подход. Нужно понимать, с кем вы строите свою жизнь, насколько ваш партнер и ваша семья поддерживает вас в том, что вы делаете. Как минимум, важно адекватное понимание того, что женщина тоже может быть очень активна в профессиональной сфере, и ей для этого нужно время. — То есть основное изменение должно произойти в обществе и в мышлении? — Я думаю, что такие социальные изменение могли бы быть полезны. Для СНГ это очень актуальная тема, чтобы все могли делать свой свободный выбор. Holy Corn — одна из 6 компаний в России, которые являются подписантами принципов United Nation Women о равных гендерных возможностей. Также мы обсуждаем с ними партнерство. Смысл этого не в том, чтобы давать женщинам преимущество, скорее, чтобы возможности были равными для всех. — Что можно сделать на уровне комьюнити и организаций, чтобы женского лидерства стало больше? Может, ты что-то пробовала? — Я не думаю, что нужны искусственные меры поддержки. Сейчас, например, модно квоты вводить. Не знаю, может, в них и есть смысл, но я считаю, что очень многое зависит от решимости каждого конкретного человека. Если есть амбиции, желание развиваться, то преграды несущественны. А иногда преград вообще нет, и это просто оправдания. Если ты не можешь изменить мир за один миг, проще изменить отношение и найти возможности прийти к результату, который ты ищешь. А не ожидать влияния извне. Я это обычно говорю для тех людей, которые делают карьерные выборы, так как такая позиция больше помогает в жизни. Сейчас я участвую в конкурсе EY «‎Деловые женщины», прошла в финал в числе 50 девушек из разных отраслей. Осенью будет последний этап, где выберут победителей по номинациям. Изначально я скептически отнеслась к этому конкурсу, потому что думала — зачем выделять женщин, почему награды именно для них? Но это был полезный и позитивный опыт — посмотреть и познакомиться с решительными, интересными женщинами, которые прекрасно выстраивают свою жизнь, карьеру, компанию. Для меня это было вдохновляюще. Возможно, это могло быть так же вдохновляюще для других. Позитивные ролевые модели и комьюнити — точно помогают. — Что ты посоветуешь девушкам, которые хотят запустить свой бизнес? — Во-первых, думать масштабно. Это абсолютно не всем нужно, но если есть желание и потенциал, а у многих девушек это есть, не ограничивать себя и позволять на старте замахиваться на масштаб. Сейчас модно говорить о предпринимательстве как о тренде, о том, что любой человек уважаем, если он предприниматель. Но я считаю, что нельзя девальвировать прекрасную корпоративную карьеру, возможность развить себя как специалиста и эксперта, лидерство и ответственность за крупные проекты. Мало говорят о том, что в этом направлении тоже ценно развиваться. Поэтому хочу напомнить девушкам, что есть разные пути, и нужно стремиться к тому, что даст наилучший рост, в том числе личностный. Фото: предоставлены Holy Corn

«Я не боялась взять на себя стопроцентную ответственность за каждую пачку»
© RB.ru