Три альфонса в русской литературе

В 1873 году Александра Дюма-младший написал комедию в трех действиях под названием «Господин Альфонс». Пьеса стала популярна в России, в 1874 году ее под названием «Красавец» поставили в московском Малом театре. Имя героя именно из этого произведения стало нарицательным и широко употребимым в русском языке как обозначение мужчины, предпочитающего жить за счет женщины, «содержанки мужского пола». Все действие комедии «Господин Альфонс» происходит в доме 48-летнего капитана Монтеглена – человека честного и благородного, – и его 30-летней жены Раймунды. Октав – 33-летний сын погибшего друга Монтеглена, смазливый, эгоистичный и ветреный. У него и Раймунды есть тайна – 11-летняя дочь, которую женщина родила еще до своего замужества. Им обоим вроде бы не безразлична судьба девочки, но мать боится признаться в своем падении мужу (не будем забывать, что речь идет о XIX веке); отец боится признаться в наличии ребенка своей богатой невесте, поэтому маленькая Адриенна живет у «грубых крестьян, с которыми не о чем говорить». Октав не только не рассказывает ребенку, что он его отец, но и представляется ложным именем – Альфонс. Он не бездельник и служит в некоем бюро в Париже, он умен и имеет хорошие перспективы, но предпочитает более легкий путь к богатству – женитьбу. Его не смущает, что невеста, госпожа Гишар, которой в пьесе от 35 до 40 лет, значительно ниже его по положению. Это бывшая трактирная служанка, она получила свое состояние, будучи любовницей престарелого хозяина двух гостиниц. Она шикарно, но безвкусно одевается, безумно ревнива (потому что умна и хорошо представляет себе, кого выбрала в мужья), груба в выражениях. Но все это «Альфонс» готов терпеть, чтобы заполучить заветные 40 тысяч ливров годового дохода... Альфонсы были одной из главных тем классической французской литературы XIX века, мы же вспомнили три подобных персонажа в русской литературе. «Женитьба Бальзаминова» Смотрите фильм «Женитьба Бальзаминова» в пятницу, 18 сентября, в 00.40 и субботу, 19 сентября, в 10.20 на телеканале «Мир». Пожалуй, самый известный альфонс в русской литературе – Михайло Бальзаминов из пьесы Александра Николаевича Островского «За чем пойдешь, то и найдешь» («Женитьба Бальзаминова»). Написана эта пьеса была в 1861 году, за 12 лет до того, как свет увидела комедия Дюма-младшего. «Женитьба» – заключительная часть трилогии про приключения мелкого чиновника Миши Бальзаминова. Первые две пьесы назывались «Праздничный сон до обеда» и «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!». Герою – 25 лет, чином и умом он не вышел, знает несколько французских слов, которые произносит с чудовищным акцентом, и больше всего любит мечтать и видеть сны. Он живет с пожилой маменькой и служанкой в маленьком домике с садиком и мечтает улучшить свое положение за счет богатой невесты. После череды неудач и унижений такая находится – это скучающая 36-летняя вдова Домна Евстигневна Белотелова. «Уж оченно они полны», – замечает герой после знакомства с потенциальной невестой, но деньги важнее. «Разве можно с облагороженными понятиями в бедности жить? А коли я не могу никакими средствами достать себе денег, значит я должен жениться на богатой. – говорит Бальзаминов. – Ах, маменька, какая это обида, что все на свете так нехорошо заведено! Богатый женится на богатой, бедный – на бедной. Есть ли в этом какая справедливость? Одно только притеснение для бедных людей. Если б я был царь, я бы издал такой закон, чтоб богатый женился на бедной, а бедный – на богатой; а кто не послушается, тому смертная казнь». «За двумя зайцами» Свирид Петрович Голохвостый – герой пьесы «За двумя зайцами», написанной Михаилом Старицким в 1883 году. Многим он известен по одноименному советскому фильму с Олегом Борисовым в главной роли. Это молодой наглый и вертлявый киевский цирюльник, дела у которого идут из рук вон плохо. Он пытается соответствовать моде и говорить как образованный человек, считает себя представителем высшего света, но выглядит комично. Кто-то верит в его великосветскость и образованность, а кто-то смеется, понимая, что перед ним просто мошенник. Голохвастый приглядывает себе некрасивую, глупую, зато богатую невесту Проню – дочь владельца лавки Прокопа Свиридовича Серко. В то же время он ухлестывает за красивой, но бедной девушкой Галей. Хлыщ заигрывается настолько, что одновременно играет две свадьбы, и обман выходит наружу. «От как на Проне женюсь, то есть на ее добре да на ее деньжонках, я тогда бритвы через голову в Днепр позабрасываю и заживу купцом первой гильдии; завью такие моды, аладьябль! Только ж Проня и дурна, как жаба... Да если запустить руку в ее сундук, так мы на стороне заведем такое монпасье, что только пальчики оближешь!» «Леди Макбет Мценского уезда» Мрачная повесть Николая Лескова рассказывает историю 23-летней купчихи Катерины Львовны Измайловой, скучающей взаперти в доме 50-летнего мужа. Муж бездетен, так как завести ребенка не удалось и за 20 лет предыдущего брака, целыми днями занимается делами, дни барыни взаперти проходят однообразно и уныло. Вниманием Катерины Львовны завладевает приказчик Сергей – «молодец с дерзким красивым лицом, обрамленным черными как смоль кудрями и едва пробивающейся бородкой». Он чуть ли не насильно добивается близости. Барыня и слуга становятся любовниками, и идут на убийства, чтобы завладеть богатством хозяина. Любовники убивают мужа Катерины Львовны, свекра и, в конце концов, ребенка, который может стать препоной при получении наследства. Преступников ловят и судят, как только барыня теряет все права на деньги, Сергей сразу же теряет к ней интерес и переключается на другую женщину, с которой они идут по этапу. Заканчивается все так же мрачно, как и началось, Катерина Львовна хватает соперницу и бросается с ней в холодные воды Волги.

Три альфонса в русской литературе
© Мир24