Войти в почту

Почему Джоан Роулинг заживо похоронили в Твиттере

Скандал вокруг писательницы Джоан Роулинг и ее воззрений в отношении трансгендерных людей начался этим летом. Инцидент прошел уже несколько стадий и вышел совсем на новый уровень в этом сентябре, когда была опубликована новая книга Роулинг под названием «Дурная кровь». Выяснилось, что отрицательным героем этого детективного эпоса стал цисгендерный мужчина, постоянно переодевающийся в женские платья. Разозлившиеся пользователи в Твиттере стали оставлять фейковые записи о смерти писательницы — тем самым юзеры хотели сообщить, что Роулинг полностью утратила свой авторитет и ее писательская карьера кончена (а совсем радикальные товарищи предлагали даже «отменить» Гарри Поттера). Разбираемся, что же произошло. И хотя эта тема не имеет прямого отношения к родительству, нам кажется важным уделить ей внимание, поскольку книги Роулинг есть, можно сказать, в каждой семье. Итак, все началось 7 июня 2020 года с шутки Роулинг в ее Твиттер-аккаунте. Она иронизировала над тем, что теперь существует выражение «люди, у которых есть месячные». Писательнице казалось, что раньше для обозначения «этих людей» в языке имелось какое-то другое слово, которое она теперь даже не могла вспомнить (подразумевались «женщины»). Многих возмутила эта трансофобная шутка. Да, действительно во всем мире сейчас стали гораздо аккуратнее относиться к лексике и к дискриминации, которую мы допускаем на уровне языка. Потому что ущемление прав меньшинств часто начинается не с дел, а именно со слов. Мы находимся только в процессе такого языкового переосмысления, поэтому какие-то словесные конструкции могут показаться кому-то пока еще странными, но процесс этот уже давно запущен. В принципе, этот эпизод можно было бы списать как неудачный юмористический опус (хотя если копнуть глубже, можно найти предысторию, в которой Роулинг в прошлом декабре открыто поддержала исследовательницу Майю Форстейтер, чей рабочий контракт не был продлен из-за трансофобных высказываний). В течение нескольких дней после случая «с людьми, у которых бывают месячные» Роулинг представила еще больше свидетельств о том, что в ее шутке была только доля шутки: она написала целую колонку о своих воззрениях. В частности, Роулинг говорила, что обеспокоена тем, что все больше молодых людей может совершить не нужный им гендерный переход и позже сожалеть об этом. А также писательница явно высказалась против того, чтобы трансгендерным женщинам разрешалось посещать женские туалеты, ведь это значит, что «вы распахиваете двери туалетов и раздевалок перед любым мужчиной, который считает или чувствует себя женщиной, вы открываете дверь и для всех без исключения мужчин, которые захотят войти внутрь». В общем, стало понятно, что эта тема триггерит Джоан довольно сильно. При этом Роулинг писала, что она совсем не трансофобка, готова всячески поддерживать трансгендеров и отдает себе отчет в том, насколько ущемляются их права. Просто считает, что процесс гендерного перехода должен оформляться более строго. И что права трансгендеров не должны ущемлять права цисгендерных женщин. В Твиттере опять поднялась буря негодования. Оппоненты писали, что от подобных высказываний дискриминация трансгендеров только усилится (в этом же ключе высказался и Дэниел Рэдклифф). И о том, что если Роулинг думает, что мужчины только и ждут, чтобы сменить пол, для того чтобы наконец напасть на женщин в женском туалете, она ошибается: мужчины веками нападали на женщин без операции по смене пола. Но в целом, как это и часто бывает в Твиттере, пошумели-пошумели и забыли. И вот в сентябре дело Роулинг вышло на новый уровень: появились первые рецензии на новую книгу писательницы «Дурная кровь» (как известно, эту серию про детектива Корморана Страйка она выпускает под псевдонимом Роберт Гэлбрейт). Стало понятно, что Роулинг не спроста так много писала о трансгендерах летом — оказалось, что отрицательным героем ее новой книге стал цисгенденрный мужчина, постоянно переодевающийся в женскую одежду. И тут в интернете взорвалась новая бомба. Теперь уже не ограничивались простыми осуждающими комментариями: пользователи запустили целый хэштег #RIPJKRowling («покойся с миром, Джоан Роулинг») и публиковали некрологи писательницы, намекая на то, что ее карьера завершилась. А актриса Синтия Никсон в интервью Independent сказала, что ее сыну-трансгендеру было очень больно слышать трансофобные высказывания Роулинг, потому что раньше он очень любил книги о Гарри Поттере. Через некоторое время, впрочем, снова был возобновлен и противоположный хэштег — #IStandWithJKRowling («явместесроулинг»), под которым люди эмоционально писали о том, что хоронить живого человека вот так вот негоже и высказывались против «культуры отмены» в случае Роулинг. Ну и вообще сообщали, что Джоан ничего такого уж зазорного не сказала и не сделала. Если вы помните концепции французского философа и литературного критика Ролана Барта, то знаете, что «Смерть автора» наступила еще в 1967 году. Еще 53 года назад Барт предлагал воспринимать произведение отдельно от его создателя. В принципе, к подобному призывает в 2020 году и исполнитель роли Гарри Поттера, Дэниэл Рэдклифф: «Всем людям, которые теперь считают, что их восприятие книг было запятнано: я глубоко сожалею о боли, которую эти комментарии (Джоан Роулинг — прим. редакции) причинили вам. Я очень надеюсь, что вы не потеряете полностью то, что было для вас ценным в этих историях. Если эти книги научили вас тому, что любовь — самая главная сила во вселенной, способная преодолеть все; Если вы нашли в этих историях что-то, что отозвалось в вашей душе и помогло вам в какой-то момент вашей жизни — тогда это навсегда останется с вами, это священно». Amen. Оставляйте комментарии!

Почему Джоан Роулинг заживо похоронили в Твиттере
© CHIPS journal