Что нам делать с пьяным матросом, или куда приводят мечты. Рязанский музыкальный театр показал «Алые паруса»
Авторами стихов и либретто стали Михаил Бартенев и Андрей Усачёв. Тексты получились лёгкие, иногда с юмором. Но не стоит сравнивать мюзикл с фильмом или литературным произведением, он сделан только по мотивам повести Александра Грина, и имеет свою специфику, другую атмосферу и энергетику. Музыка Максима Дунаевского окутывает мягким одеялом с первых минут, этого композитора не спутаешь ни с кем другим, его произведения в нашем культурном коде. По ходу действа понимаешь, что именно живые инструменты (дирижёр — Ринат Бикташев) становятся усилителями трогательности этой истории. Ты погружаешься в замкнутый мирок маленькой деревушки, где все друг друга знают, стараются держаться вместе, но не поддерживают, где о помощи нужно умолять, где всем живётся неважно, но никто не уезжает. Обитателям деревни нет дела до существования другого образа жизни, а сами они старательно делают вид, что ничего другого нет. Это мир, где если у тебя нет тазика для стирки белья и приспособлений для ловли креветок на продажу или «под пивко», ты считаешься сумасшедшим, а вера в лучшее будущее отсутствует даже у священника. Равнодушие и откровенная травля губят мать Ассоль, Мэри (Алла Нефёдова). В приморской деревушке она оказалась в заложниках: мужа, моряка Лонгрена (Алексея Исаева) очень долго не было дома, а у женщины с малышкой просто закончились средства. Вернувшийся после смерти жены Лонгрен не прощает соседей, начинает пить (что приводит к новым трагическим событиям) и создаёт собственный мир для себя и дочери, а странник Эгль (Иван Кудрявцев) ещё и предсказывает подросшей Ассоль особенную судьбу. Ей предстоит отстаивать свою веру в лучшее постоянно, ведь верность принципам многих очень раздражает, особенно тех, кто не имеет своих. Отрицательные персонажи прописаны отменно: семья Меннерсов яркая, страсти кипят, и это не «пена да вода». Они тоже умеют чувствовать и даже любить, но эта любовь «пропущена» через эгоистическую натуру, помноженную на желание власти. Они кажутся сильными, но при этом даже им жизнь в рыбацкой деревне кажется безнадёжной. Кстати, призрак главного злодея произведения, Меннерса-старшего (Сергей Гайдей) по мрачности образа не уступает Тени отца Гамлета. Ассоль (Юлия Бычкова) и капитан Грей (Алексей Никифоров) — будто вне времени, их актёрские типажи имеют мало общего с модными «современными» лицами, которые смотрят на нас из инстаграм-профилей. Костюмы для них подобраны также особенные: если у остальных персонажей читаются «метки» времени в виде наушников, раций и прочего, то эти двое будто сошли со страниц классических произведений. Ну, и где же встретиться двум порядочным людям, будущим влюблённым? Разумеется, в борделе. Ассоль и Грей едва не разминулись, но ведь это «Алые паруса», одно из самых романтичных произведений в истории. Отдельно можно отметить декорации, которые весьма функциональны при всей аскетичности, действо перетекает из одной локации в другую, как по волнам, а кульминация с алым шёлком особенно хороша. Игра артистов убедительна, вокальные данные подвергать сомнению не приходится, однако некоторое недоумение вызвало вторжение эстетики и образов 80-х годов в появлении Мадам (Алла Антонова) и её свиты. Возможно, кто-то из создателей мюзикла скучает по дискотекам того времени. Не хватило немного и подробностей истории Артура Грея. Да, море не может быть справедливым, да и люди тоже. Вы спрашиваете, ждать или сдаться? «Алые паруса» говорят нам: мечтать и делать. Пусть мужчины строят корабли и не оставляют близких надолго, а женщины выходят за рамки обыденного и не выходят за нелюбимых. И если вы мечтать не умеете, то научитесь, а если заблудились, спросите дорогу у Эгля.