«Как для взрослых, только лучше»: во МХАТе премьерное «Холодное сердце»
27 сентября в МХАТ им. М. Горького прошла премьера детского спектакля «Холодное Сердце». Зал был полный, с учетом новых требований Роспотребнадзора о 70-процентной рассадке, сообщает пресс-служба театра. Много известных людей пришли на премьеру детского спектакля и привели своих детей и внуков: политический публицист, шеф-редактор телеканала «Царьград» Михаил Тюренков, заслуженный архитектор России, церковный зодчий Андрей Анисимов, театральный и музыкальный критик, заместитель художественного руководителя театра Школа современной пьесы Екатерина Кретова, детский писатель Софья Ремез, народный артист РСФСР Сергей Шакуров, заслуженная артистка России Инга Оболдина, отец Алексей Гомонов, детский писатель Елена Усачева, драматург, писатель Алексей Зензинов, директор издательства «Никея» Николай Бреев, театральный критик Евгения Розанова. Перед спектаклем художественный руководитель МХАТ им. М. Горького Эдуард Бояков приветствовал юных зрителей со сцены: «Мы счастливы видеть вас в театре на нашей второй премьере сезона. Создатель нашего театра, Константин Станиславский, говорил: «Детский театр должен быть таким же, как театр для взрослых. Только лучше». Мы стараемся следовать этому завету и сегодня представляем премьеру по сказке великого немецкого сказочника Вильгельма Гауфа «Холодное сердце». Это христианская сказка, которая учит и маленьких, и взрослых милосердию и добру. Надеемся, что вы будете нашими гостями и на других спектаклях сезона: в этом году у нас 20 премьер». Из всех немецких сказочников Вильгельм Гауф считается самым детским писателем – настолько увлекательны его истории. Но «Холодное сердце» – это не только диковинно закрученный сюжет. Это серьезный разговор о смысле жизни, о любви и милосердии. В спектакле используются новые технологии и элементы старой, давно забытой театральным искусством, сценографии. Пьеса интересна детям не только новыми художественными решениями. Сам Вильгельм Гауф — вне времени. Казалось бы, странные персонажи, далекие по характеру от тех героев, к которым привыкли современные дети. Но они живут в нашем мире и своими поступками и чувствами мало чем отличаются от обычных людей: добрый волшебник может быть очень суровым, а главный герой, которому зритель должен сопереживать, проявляет себя завистливым и корыстным. Любому ребенку понятна метафора о живом и мраморном сердце: живое сердце – источник огромного количества трудностей и переживаний, но именно оно заставляет нас чувствовать и переживать. И эти переживания, и эти чувства необходимы человеку, чтобы быть счастливым. Олеся Невмержицкая, режиссер: Ориентироваться на современных детей – это значит успевать их удивить. Поэтому мы работали в первую очередь не только с темпоритмом и сценографией, но и с главными героями. Герои сказок всегда сложнее и неоднозначнее, чем кажутся. И дети к этому очень готовы. Они понимают, что у злодеев могут быть не только плохие, но и хорошие качества. У них могут причины, чтобы совершать плохие поступки. После спектакля художественный руководитель МХАТ им. М. Горького Эдуард Бояков обратился к гостям и актерам театра: «Сегодня очень хороший день и очень хорошая премьера. Я надеюсь, что у «Холодного сердца» будет судьба всех хороших детских спектаклей: он останется в репертуаре и не устареет, потому что него есть драматургия, тема, смысл – глубокий, христианский, вечный. Мы должны работать на юного зрителя, думать о нем, воспитывать, чтобы тот, повзрослев, пришел к следующему пространству – спектаклю для подростков. А потом и к спектаклю для взрослых. Сегодня мы сделали важный шаг к этому».