«У каждого сотрудника внутри команды статус Бога» — Роман Крихели, владелец и креативный директор Superposition, о своей работе 

«У каждого сотрудника внутри команды статус Бога» — Роман Крихели, владелец и креативный директор Superposition, о своей работе
Фото: Harper’s Bazaar
Рубрика «Bazaar CV», в которой эксперты из разных сфер делятся с редакцией историями карьерного пути и рассказывают о внутренней кухне своей индустрии, выходит с карантина. В новом выпуске — , владелец и креативный директор компании Superposition®.
О том, как все начиналось
В 16 лет, закончив школу, я ничего делать не хотел. Думал: хорошо быть рантье. Но все же решил, как папа, учиться на архитектора. На третьем курсе мне все наскучило, я стал пропускать занятия и меня выгнали. И хотя я восстановился и закончил МАРХИ хорошо, я понял, что архитектура — не мое. Это медленный процесс, а я люблю, чтобы было быстро. Увлекся графическим дизайном: сегодня что-то нарисовал, завтра это напечатали — класс! На работу ходить было не нужно, заказы были, денег больше, чем у условного арт-директора в агентстве. Все у меня было супер. А потом папа сказал, что это ерунда — нужна своя компания, другой масштаб. Я решил, что это хорошая идея, взял двух ребят, и так в 2003 году все и началось.
Поначалу это было дизайн-бюро. Потом — рекламное агентство. А после кризиса в 2008 году мы переформатировались: делали интерактивные инсталляции для , Ahmad, Honda и фэшн-показы, работали с МультиМедиа Арт музеем в Москве. Через год я понял, что нужно либо все силы бросать на это и строить большую компанию со своим оборудованием, либо меняться — иначе все время как на пороховой бочке. На каждом проекте риски были слишком высоки. Тогда я придумал компанию, которая занималась бы разного рода креативными задачами в недвижимости.
О том, чем занимается Superposition®
Прямых аналогов Superposition® нет. Мы выглядим как брендинговое агентство, специализирующееся на международной недвижимости. Но классическое агентство делает только брендинг, максимум — рекламу, а мы охватываем куда больше: строим и брендинг, и стратегии, и дизайн офисов продаж, консультируем по фасилитации и озеленению, делаем дизайн мопов и отделки. Мы делаем продукт лучше и упаковываем его. Поэтому и переименовались в 2019 году в Superposition® — соединяем разные позиции.
Наши клиенты — девелоперы. К нам приходят и говорят: «У нас есть площадка, мы ее купили, хотим там сделать жилье». Мы отвечаем: «Окей, сколько стоит квадратный метр? Кому продаем?» То есть начинаем выстраивать маркетинговую историю. Нужны архитекторы, чтобы провести реконструкцию — мы рекомендуем наших партнеров, приводим их. Нужен офис продаж для общения с клиентами — выстраиваем сервис. Нам интересно строить цельную масштабную историю. Мы все аспекты прорабатываем: какой запах в офисе продаж, как менеджер общается, во что одет. Делаем все, чтобы девелоперу было удобно продавать.
Продажи — наша ответственность перед девелопером, но это далеко не все. У нас есть ответственность и перед городом, перед Москвой. Мы придерживаемся мысли: если можешь — педантично реставрируй, если нет — говори новое, не кокетничай с исторической застройкой. В cтолице должно появляться больше хорошей современной архитектуры, это сделает город более молодым.
Об устройстве команды — необычном
У нас нет как таковых должностей. Для меня важно, чтобы каждый был эффективен. А как этого добиться? Либо жесткостью и финансовой мотивацией, что эффективно на короткий период, либо дав человеку заниматься любимым делом. И если человек талантлив, он выдаст феноменальный результат. У каждого сотрудника внутри команды статус Бога: он может делать что угодно. Я вижу таланты каждого и понимаю как их использовать. Если человек пришел, поработал в команде, поработал один, а у него за 3 месяца ничего не получилось — прощаемся.
О прессинге в креативном бизнесе
Креативный бизнес — агрессивная среда, прессинг здесь иногда ужасный. Ведь все построено на субъективных «нравится/не нравится». Мне кажется, у меня и ребят есть внутри ощущение, что наш офис — капсула, здесь безопасно. Мы все рождаемся с определенным набором талантов. И от того, как свои врожденные качества используем, зависит, как сложится наша жизнь — счастливо или нет. Способности дизайнера — творческие. Умением продавливать свою точку зрения, устойчивостью к агрессии он обладать не обязан. Есть люди, которые себя хорошо чувствуют в стрессовых ситуациях, на переговорах, а есть те, кому для этого приходится переступать через себя. Их можно научить приемам, но комфортно в таких ситуациях им не будет. И если я не вижу в человеке этих способностей, то не брошу его на передовую. Для всех будет лучше, если сталкиваться с этим будет кто-то другой.
О том, как попасть в команду
Достаточно написать на почту — мы все читаем и смотрим. Если что-то клевое пишешь, что цепляет, хоть две строчки, мы позовем. Нам важна искра. Вот Сергей, моя правая рука, 8 лет назад написал в компанию: «я Сережа, рисую такие вещи». Позвал его на собеседование, он пришел, я смотрю — нормальный парень. Не назвал бы его тогда суперпрофи. Я подумал — ну, пусть сидит, что-то делает, где-нибудь используем. А он посидел и начал спрашивать, по-хорошему лезть везде — у нас это поощряется. Проявил таланты, о которых не писал в резюме. Я начал давать ему разные задания, и его карьера катапультировалась. За несколько лет он стал человеком, который курирует кучу проектов. От этого хорошо всем: и Сереже, и мне, и клиентам.
О первых заработанных деньгах
На первые нормальные деньги, которые получил как фрилансер, я пошел и купил куртку Vivienne Westwood. И ее надел на интервью «Афише» — я был в очках, в куртке этой, и был очень собой доволен.
Об отношениях с деньгами
Я всегда считал, что делаю классные штуки, и они должны стоить дорого. Никогда не чувствовал на эту тему стыда. Помню, начал работать с фэшн-брендом. Владелице не нравилось, что делало рекламное агентство, которому она отдала кучу денег. Она попросила меня сделать один эскиз — если понравится, начинаем сотрудничать. Я сделал эскиз и коммерческое предложение. Ей все понравилось, но она удивилась, что ценник у меня как у агентства — у них полный штаб сотрудников, а я один. Я ей объяснил, что с агентством она тратит деньги на всех этих сотрудников, аккаунтов, продюсеров, аренду дорого офиса. А на выходе ее проект будет делать далеко не самый лучший дизайнер. А один я за ту же сумму делаю круто. Я не про то, чтобы начинать с малых сумм и расти — предлагаю сразу действовать дерзко.
Совет всем новичкам — да и просто всем
Я могу любому новичку посоветовать — просите много денег. Но заплатят ли им — уже другой вопрос. А вот что я правда бы посоветовал, так это не слушать никого. Я заметил, что часто режим доверия ко мне слишком высок: все мои слова принимаются за чистую монету. У меня была как-то лекция, я рассказывал по пунктам, как сделать презентацию. И три из семи пунктов были совершенной ерундой: выругаться матом, вставить фото котенка, грудь показать… Два человека их проигнорировали, один учел и сделал все с юмором, а остальные — дословно так, как я сказал. Тогда я объяснил, что мы учились не делать презентации, а думать самостоятельно. Я все ставлю под сомнение и готов встать под него сам.
О вдохновении и копировании
Были студии и архитектурные бюро, на которые я равнялся. Я и сейчас мониторю достойных. Но делаю я это, чтобы переключиться — без мысли о копировании. Каждый должен быть классным по-своему. Вдохновение — дешевка, результат дают только пот и кровь. Работа — это всегда тяжело: ты выдаешь первую идею, вторую, третью, потом все переделываешь десять раз, изматываешь себя — и в итоге получается круто.
О важности ошибок
Ошибаться неприятно и больно, но это нормально. Была масса моментов, когда из-за ошибок мы теряли очень больших клиентов. Иногда успех приводит к тому, что крыша съезжает — в такие моменты впадаешь в эйфорию от самого себя, начинаешь считать себя слишком крутым. Я мог, например, отказаться презентовать из-за того, что с командой на стороне клиента не приехал креативный директор — встать и уйти демонстративно. Или высмеять кого-то на встрече, решив, что он несет чушь. После одной такой истории, рассорившись с клиентом, я понял, что нужно с этим заканчивать — какая-то глупость стоит тебе кучу времени и денег. И я с этим борюсь — учусь помалкивать.
О важности скуки
Я горжусь нашими свежими комплексными проектами. Но вообще ко всему критично отношусь — даже если все хорошо, хочется что-то улучшить. Как-то в аэропорту Хитроу, стоя в очереди на паспортный контроль я невольно подслушал разговор, что скука — это хорошо, она заставляет придумывать. И я понимаю, что все мои проекты — лекарство от скуки. Мне хочется, чтобы мне самому было интересно. Кстати, телефоны — такая засада: с ними не до скуки. Листаешь ленту, заполняешь сознание информацией, которую тут же забываешь… Так что я в какой-то момент, чтобы от этого избавиться, просто удалил Facebook.
О значении диплома
Я никому никогда не показывал свой диплом МАРХИ. И на дипломы ребят, которые у меня работают, не смотрел. Диплом — это какой-нибудь десятый пункт после девяти по— настоящему важных, на которые обращаешь внимание.
О тех самых по-настоящему важных пунктах
Важны таланты, важны наработки — примеры того, как твои таланты уже конвертировались в опыт. Важны системность мышления и способность систематизировать работу — умение разложить большую задачу на составляющие и по очереди решать. Когда системности нет, уходишь в арт. Это неплохо, но другая история. А вот пунктуальность не имеет значения. Есть ребята, которые не очень пунктуальны, но эффективны. Главное — дедлайн соблюдай.
Фото: ЕВГЕНИЯ МУРАШОВА
Видео дня. 3 трюка, чтобы вернуть межплиточным швам чистоту
Женский форум
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео