Войти в почту

Секреты войлочного искусства раскрыли в Казахстане

Тапки, ковры, шарфы – войлочные изделия не теряют своей актуальности и в современном Казахстане. Мастера создают их по старинным правилам и используют для украшения национальные орнаменты. Как современность сочетается с народными традициями, узнавал корреспондент Тимур Сандыбаев. Шерсть тонкая изящная или прочная полугрубая. Именно от качества волокна, его фактуры и цвета зависит будущее изделие. Например, тапки должны быть долговечными, поэтому мастера используют сырье грубошерстных пород овец. Слой за слоем пряди выкладывают на огромные шаблоны. Затем добавляют горячий мыльный раствор и начинают длительный процесс уваливания. Механическое воздействие прочно скрепляет волокна в однородную массу. Теперь это не просто шерсть, а войлок. «Все свои изделия мы выполняем, придерживаясь классической, традиционной казахской кочевой технологии – мокрого валяния. Тапочки или другие изделия, которые требуют износостойкости, невозможно сделать путем сухого валяния», – рассказала этнодизайнер Айгуль Жансерикова. На втором этапе с помощью колодок тапкам придают правильную форму и отправляют сохнуть. Готовое изделие украшают национальным орнаментом. Чаще всего это «кошкар муйыз» или «бараньи рога». Он символизирует жизненную силу, благополучие и достаток. Если на валяние обуви требуется восемь часов, то для изготовления изящного тонкого шарфа нужно несколько дней. «Это настолько прочный материал образуется, за счет естественного склеивания волокон шерсти. В процессе войлоковаляния нужно тонко чувствовать, ведь если ты упустил момент, когда у тебя одно полотно, должно приложиться к другому, то вместе они уже не сваляются», – добавила Айгуль Жансерикова. Войлок всегда защищал казахов от холода и зноя. Например, тысячелетиями из этого природного материала кочевники делают юрты. На покрытие одного мобильного жилища нужно около ста килограммов шерсти. Недостатка в ней никогда не было – отары всегда большие. Убранство внутри тоже из войлока. Это традиционные ковры: текемет напольный и сырмак настенный. В музее искусств Алматы можно посмотреть экземпляры, которые датируются IV веком до нашей эры. Специалисты говорят: технология не изменилась. «Войлок очищали от пыли и грязи. Затем брали ивовый прут и распушали шерсть. Затем клали шерсть на циновку, сверху раскладывали окрашенные элементы, создавая орнаментальную композицию. Обливали кипятком, скатывали в рулон и несколько женщин мяли локтями или катали, по полу надавливая ногами», – отметила начальник экскурсионного отдела Государственного музея искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева Шолпан Нугуманова. Войлок в жизни кочевников всегда занимал почетное место. На нем проводили обряды, спали, короновали, рожали детей и умирали. В современной истории гипоаллергенные свойства шерсти позволяют использовать ее даже в медицине. Валяние популярно и за пределами Казахстана. Оно считается модным рукоделием, а также арт-терапией, в странах Содружества и дальнего зарубежья: Германии, Скандинавии, Италии и Японии.