Войти в почту

Эдгард Запашный: Чтобы накормить тигров, артисты работали разносчиками пиццы

За полгода, пока цирковые артисты сидели без работы, ни один хищник не умер от голода, не был продан или отдан в чужие руки. Как труппа пережила пандемию, об объединяющей силе циркового искусства и почему среди клоунов, жонглёров и акробатов так много представителей династий, народный артист РФ, знаменитый дрессировщик Эдгард Запашный рассказал в пресс-центре «Парламентской газеты» в рамках авторского проекта депутата Госдумы Наталии Пилюс «О культуре в Год памяти и славы». - Нынешний год указом президента объявлен Годом памяти и славы. Как работали цирки во время Великой Отечественной войны? Каков вклад артистов в Победу и как сохраняют память о них современные цирковые? - С началом войны цирки закрылись, а артисты, в том числе мой дедушка и дяди, ушли на фронт добровольцами. Далеко не все из них после Победы вернулись домой. Папе — Вальтеру Запашному было 13. Вместе со своим младшим братом он стал участником фронтовой бригады. Артисты цирка выступали на передовой, нередко и под обстрелами, чтобы поднять боевой дух защитников нашей родины. И таких примеров сотни. В память об артистах-фронтовиках мы установили на проспекте Вернадского, у центрального входа в цирк, стелу, где высечены имена всех, кто внёс свой вклад в победу. В этом году Большой Московский цирк выпустил шоу «История», где есть большой фрагмент, посвящённый войне. У нас даже танк Т-34 выезжает на сцену под лирическую музыку. По отзывам зрителей, многие не могут смотреть этот номер без слёз. Думаю, у каждого включается в этот момент историческая память и он думает, что если бы не наши героические деды и прадеды, мы бы в этом зале сейчас не сидели. - Мы с вами встречаемся в нелёгкое для работников искусства время. Коронавирусные ограничения нанесли огромный ущерб учреждениям культуры. Как работал цирк во время пандемии? Удалось ли сохранить труппу и на какие деньги вы покупали корм для животных? - Напомню, все российские цирки делятся на три категории: государственные, унитарные или частные стационарные и передвижные частные цирки. Во время пандемии ситуация у всех сложилась по-разному. Государственные, объединённые под эгидой Росгосцирка, получали как основное финансирование, так и дополнительные дотации. Наш Большой Московский цирк как унитарное предприятие, подведомственное городу Москве, за полгода, что мы сидели без работы, не получил ни копейки государственных субсидий. Но, несмотря на это, мы продержались! Горжусь, что мои коллеги оказались достойными продолжателями своих предшественников — артистов времён Великой Отечественной войны. Они едва выживали, но своих питомцев не бросали. Знаете, сегодня много стереотипов вокруг цирка про жестокое обращение дрессировщиков к животным. Но в нашем цирке ни один хищник не умер от голода, не был продан или отдан в чужие руки. Я знаю нескольких заслуженных артистов, которые до сих пор работают разносчиками пиццы. Некоторые в пандемию устроились гробовщиками, чтобы с получки купить несколько куриц и покормить своих тигров. Для сравнения: самый богатый канадский цирк «Дю Солей», который постоянно приводят нам в пример как бизнес-модель, объявил себя банкротом и распустил труппу в 4,5 тысячи человек. Мы так не сделали. Но ситуация с негосударственными цирками очень тяжёлая. Именно поэтому неделю назад я попросил первого вице-премьера Андрея Белоусова поддержать частный сектор. - Вы принадлежите к известной цирковой династии дрессировщиков Запашных. Таких династий немало в отечественном цирковом искусстве. Как сохраняется преемственность поколений в цирке? И пускаете ли вы своих детей в клетку с тиграми? - Наша династия насчитывает более 100 лет. Мы с братом Аскольдом — дрессировщики в четвёртом поколении, наши дети — артисты уже в пятом поколении. Вы правы, в цирке преемственность выражена больше, чем где бы то ни было. Основная задача «цирковых» родителей — не только научить каким-то навыкам, но и привить любовь к делу Я знаю династии итальянских артистов в девятом поколении. Основная задача «цирковых» родителей — не только научить каким-то навыкам, но и привить любовь к делу, которому они сами посвятили всю жизнь. Надеюсь, что и наши с братом дочки примут от нас эстафету. Они уже делают первые шаги на этом пути: участвуют в нашем новом шоу, выполняют трюки. Но мы с Аскольдом строго придерживаемся техники безопасности, согласно которой до совершеннолетия нельзя подвергать риску детей. В клетку к тиграм они не заходят. - А как попасть на арену нединастийным детям? Где готовят артистов цирка? И где вы сами набираете пополнение? - Есть несколько путей на цирковую арену. Первый — получить необходимую базу в одной из цирковых студий, которые есть во многих городах. Второй — поступить в единственное на всю страну Государственное училище циркового и эстрадного искусства имени М.Н. Румянцева (Карандаша). Третий — сразу прийти на просмотр в цирк или прислать видео, если человек талантлив и ему есть чем похвастаться. Например, у соискателя великолепная растяжка или он сам научился жонглировать сложными предметами, стоит на одной руке. Не секрет, каждый цирк ищет таких самородков и находит, как правило, случайно. - Какие, на ваш взгляд, необходимы законодательные инициативы, чтобы улучшить жизнь цирков? - Приведу лишь один пример. Как директор цирка я уже семь лет не могу добиться ремонта. Даже несмотря на то, что у нас есть поручение президента. Но оно почему-то не выполняется. А если так происходит в Москве, можете представить, какая ситуация в регионах. И когда депутаты принимают законы, которые улучшают условия работы в цирке, они тоже не исполняются. Считаю, необходимо вырабатывать механизм финансирования всей структуры, чтобы эти законы стали наконец рабочими. Беседовала: Наталия Пилюс

Эдгард Запашный: Чтобы накормить тигров, артисты работали разносчиками пиццы
© Парламентская газета