"За поэтический голос суровой красоты". О чем лирика нобелевского лауреата Луизы Глюк

Нобелевский комитет отмечает, что главное в ее творчестве — стремление к универсальному языку, хотя Глюк и обращается к мотивам греческих мифов. "За поэтический голос суровой красоты", — так звучит краткая формулировка награды. Луиза Глюк родилась в 1943 году в Нью-Йорке. Она училась в Колумбийском университете, преподавала английский язык в Йельском, Бостонском, Айовском и других университетах и колледжах США. Сейчас она проживает в Кембридже, Массачусетс. С семьей у нее постоянно была прочная связь, хотя это не всегда благостно сказывалось на ее состоянии. Будучи уже взрослой женщиной, она напишет эссе о том, как в юности пережила нервную анорексию. Она связывала болезнь со смертью старшей сестры и желанием отстоять свою независимость перед матерью. В какой-то момент ей даже пришлось посещать психотерапевта, а от поступления в колледж пришлось отказаться. Она начинает брать уроки поэзии в колледже Сары Лоуренс, ходить на поэтические семинары в Колумбийский университет и занимается тем, чем увлекалась еще с ранних лет: пишет стихи. Вдохновение в первую очередь черпает их греческих мифов и классических произведений, историй о Жанне д’Арк или работ Данте Алигьери — любовь к ним прививали родители. Луиза дебютировала в 1968 году со сборником "Первенец" и довольно быстро была признана одним из выдающихся поэтов современной литературы Америки. За эту работу она удостоилась награды Американской академии поэтов. Несмотря на высокие оценки коллег и критиков, Глюк долгое время ничего не публикует — у нее произошел писательский кризис, с которым она долгое время не могла справиться. Помогло приглашение на работу в Годдард-колледж. Кстати, сначала Глюк считала, что поэты, писатели не должны преподавать. "Вы должны сделать все возможное, чтобы показать судьбе, богам, что ваша жизнь посвящена искусству, а все, что отвлекает от него, — это ошибка", — рассуждала она. Но, начав этим заниматься, поняла, что работать с учениками над их ошибками и преподавать ей нравится. Это и помогло преодолеть творческий кризис. В 1975 году она выпускает сборник "Дом на болотах", где, по словам критиков, у нее появляется свой особенный уникальный голос. О чем ее стихи Главные темы ее творчества — детство, семейная жизнь, отношения с родителями, братьями, сестрами. Об отношениях отцов и детей, дальних родственников, мужа и жены она писала в своем третьем сборнике Descending Figure ("Нисходящая фигура"). Вскоре после выхода книги поэтесса теряет дом в пожаре, возвращается к греческим мифам (которые пестрят трагическими событиями) и публикует "Торжество Ахилла", сборник, который получил Национальную книжную премию в 1985 году. Печальные события всегда давали какой-то толчок творчеству Луизы Глюк. Свой следующий сборник "Арарат", чье название отсылает нас к горе из Книги Бытия, она начала писать после смерти отца. Это были жесткие и печальные стихи, которые потрясли многих критиков — так сильно она переживала утрату члена семьи. Но ее занимают не только такие темы. В сборнике "Дикий ирис" главные герои — цветы, которые общаются с садовником о вечном. Чудесное стихотворение "Подснежник" было особенно отмечено Нобелевским комитетом. В нем описывается возвращение зимнего цветка к жизни. Он и не надеялся, что это случится, и был готов умереть под давлением природы, но все-таки ему удается радоваться свежему ветру нового мира. В сборнике "Аверно" (название отсылает нас к кратеру недалеко от Неаполя, который у древних римлян считался входом в подземный мир) есть стихотворение, где поэтесса дает новую интерпретацию мифа о Персефоне, которая вынуждена находиться в плену Аида, бога подземного царства мертвых. Например, автор рассуждает о том, что люди, наказывая кого-то, испытывают удовольствие, особенно получая удовлетворение от бессознательного вреда. Или, например, проводит параллели с жизнью Персефоны и положением некоторых современных девушек, которые тоже не всегда сами определяют свою судьбу. И все это — простым языком, понять который может человек с любой части планеты. В ее текстах есть и острый юмор. Так завершается ее сборник 1999 года "Новая жизнь", за который она получила премию журнала The New Yorker. Председатель Нобелевского комитета Андерс Ульссон пишет, что тут поэтесса отсылает к произведению Данте La Vita Nuova, где новая жизнь появляется в образе его музы Беатрис. Глюк же иронизирует над этим, так как, наоборот, рассуждает о потере любви. По мнению Ульссона, читателей в первую очередь очаровывает язык Луизы. Грация и легкость, с которой она подходит к теме жизни и смерти. Она пишет стихи-путешествия, похожие на туманные воспоминания. Иногда у нее могут быть паузы, но лишь перед чем-то новым: "Мир лишается энтузиазма только для того, чтобы снова стать волшебным".

"За поэтический голос суровой красоты". О чем лирика нобелевского лауреата Луизы Глюк
© ТАСС