В Волгограде театр кукол готовит спектакль для взрослых
Настоящую сенсацию для зрителей готовит сейчас Волгоградский областной театр кукол. На новый спектакль «Пиковая дама», в основе которого лежит одноименная повесть Пушкина, театр пригласит взрослую публику. Режиссер-постановщик Карен Нерсисян рассказал «Волгоградской правде.ру» подробности новой постановки. – Наши театралы с удовольствием посмотрели кукольный спектакль «Ночь перед Рождеством», который вы поставили. Там оживали герои прелестной прозы Гоголя. Впервые за много лет зрители 30+ шли в театральный зал целенаправленно, а не потому что вели туда детей. А еще дарили друзьям билеты, например, на день рождения… Кукольные спектакли для взрослых – это редкость? – Вовсе нет. Но есть такое серьезнейшее заблуждение, что театр кукол – детский жанр. – А на самом деле?.. – Это сложная форма театрального искусства, не менее сложная, чем опера или балет. И это магия, волшебство. Проверено, что зачастую взрослый реагирует на это чудо, которое на его глазах рождается, даже острее, даже с большим интересом, чем ребенок. Хотя я в принципе противник того, чтобы жестко разделять театр на взрослый и детский. Театр – это театр. – И все же, каким зрителям адресуете премьеру? На афише обозначена категория 14+… – Это Пушкин, которого мы раскрываем, используя язык театра кукол. «Золотая рыбка» и другие сказки, написанные для взрослых, одинаково любят и родители и дети. «Пиковая дама», конечно, адресована более зрелой аудитории. Там есть совсем не детские нюансы. Не для малышей. Это точно. – Это будет уже третья «Пиковая дама» в Волгограде. Эксцентричный трагифарс «Тройкасемеркатуз» по пьесе Коляды идет в Молодежном театре. Недавно прошла премьера оперы «Пиковая дама» – строго классической, серьезной. А ваш спектакль какой по духу? – По духу это легкое изящное хулиганство. – Не трагедия? – Да ну что вы! Пушкин так и искрится юмором, иронией, любовью. Но нужно подобрать ключик, прочувствовать этот юмор. И у нас, мне кажется, получился этот замес любви к миру и иронии. Ну и, может быть, чуточку мистики, которая тоже иронична. Когда вдруг на репетициях мы в какой-то сцене уходим в серьез, я хватаюсь за голову. И говорю «стоп-стоп-стоп». – А о чем все это? О том, как трудно поймать удачу за хвост? О любви и коварстве? О старении женщины? – Я понимал, что вы об этом спросите, и думал об этом, но понял, что не хочу отвечать, потому что все ответы будут одномерны. Пушкин затрагивает струны души, задает разные провокационные вопросы, а очевидных ответов-то не дает… В нем есть все, что вы назвали, и еще очень много чего. Самое простое – спектакль о любви. О жизни. А что наша жизнь? Игра! – И на сцене мы увидим игральный стол с зеленым сукном... Говоря о художественном оформлении, что вы предлагали художнику-постановщику? – Нашей совместной задачей было создать утонченный, выразительный мир этого спектакля. Цеха тщательно поработали над декорациями, бутафорией, мелкими деталями. В них есть колорит пушкинской эпохи. – И атмосферный сумрачный Петербург? – Не без того. – Для вас очарование этого сюжета в чем? – Оно неуловимо. Если пересказать в нескольких фразах сюжет «Евгения Онегина», то вроде банальность, пошлость. Очарование в том, как это сделано, в улыбке Пушкина, в его любви к каждому. Он безумно жалеет и Германна, и Графиню, которая когда-то навела шороху в Париже и общалась там с авантюристом Сен-Жерменом, а теперь превратилась в полубезумно-радостную бабку. Пушкин смотрит на своих героев с добротой и жалостью. Они все какие-то прекрасные, несчастные, дурацкие, нелепые, трогательные… – Вы уже не первый раз работаете с волгоградским театром, знаете возможности актеров. Сложилась команда? – Да, с волгоградскими актерами мы друг друга знаем, и у нас взаимный мощный кредит доверия. Работается нам легко и хорошо. – Это помогло вам в условиях коронавирусного форс-мажора? – Вся эта ситуация, конечно, очень действует на нервы и нарушает планы. Мы планировали репетировать «Пиковую даму» в мае и выпускать в июне, но вмешался ковид. У всех все идет кувырком. Я художественный руководитель Ереванского художественного театра, и у меня там тоже свои обязательства. Проблемы сейчас практически у всех театральных людей, которые не работают замкнуто в одном театре, но делают и другие проекты. С уверенностью можно сказать одно – к 13-14 октября спектакль будет готов, и его генеральная репетиция состоится. – Мне не простят, если не спрошу вас про мистику «Пиковой дамы». На репетициях свет не гас? Подозрительные шорохи не раздавались? – К каким-то знакам я прислушиваюсь и обращаю на них внимание. Я в это иронично верю, но параллельно во мне сидит скептик. А вообще нужно ли что-то придумывать, нужно ли нырять в сферы, в которые нырять не надо?