Писатель Олег Куваев. Штрихи к биографии

К писательской работе Олег Куваев относился так же серьезно, как к своей первой профессии — профессии геолога. «Я пытался как-то взвесить все, что произошло, - писал он в предисловии к одному из ранних сборников рассказов. - В общем-то, это были, пожалуй, стандартные размышления о смысле жизни. В результате я самостоятельно додумался до апробированного поколениями вывода, что главное — это работа, вернее, степень ее интересности. Все остальное — сопутствующие явления. Работа может быть разной, и всякая клановость или кастовость не делает чести уму апологета какой-либо профессиональной замкнутости. Главное работать с азартом... Занятие литературой становилось чем-то вроде второй профессии. Вышла книга, готовилась к печати вторая, и потребность писать забирала все большую власть». Работать с азартом. Работать с высоким уровнем профессионализма. Это были главные правила Олега Михайловича Куваева. А о том, насколько требователен к своему труду был писатель, можно судить по его литературному наследию — им написано сравнительно немного: два романа (один из которых — «Правила бегства» - издан посмертно), несколько повестей, да около двух десятков рассказов. Черновик третьего романа так и остался в письменном столе... При жизни Олега Куваева вышло всего семь книг его повестей и рассказов: «Весенняя охота на гусей», издательство «Молодая гвардия», 1967 год; сборники в Магаданском и Новосибирском издательствах — «Зажгите костры в океане», «Чудаки живут на Востоке», «Через триста лет после радуги», «Птица капитана Росса», «Весенняя охота на гусей», 1968 год; две повести в книге «Тройной полярный сюжет», издательство «Современник», 1973 год; роман «Территория», выпущенный тем же издательством, вскоре переизданный «Роман-газетой» и переведенный на многие европейские языки. Сравнительно немного. Однако этого вполне хватило для того, чтобы завоевать признание и любовь читателей, а также занять вполне самостоятельное и определенное место в современной литературе —певца полярной темы, темы мужественного человека, навсегда влюбленного в свой труд и считающего свою работу самым главным предназначением в жизни. После десятка лет напряженного литературного труда роман «Территория» принес писателю заслуженную известность, был отмечен премией Магаданского комсомола и премией конкурса ВЦСПС и СП СССР за лучшее произведение художественной прозы о современном советском рабочем классе. Одна из комнат в музее писателя. Фото LStudio Этот роман - итог работы писателя, итог раздумий над жизнью и предназначением человека на земле, его лебединая песня. Куваев писал роман около трех лет и сделал за этот срок шесть вариантов. Несколько раз менял название романа, стремился к тому, чтобы каждая глава была отделана с тщательностью рассказа. Упорный, азартный труд - таким видится работа писателя над этим произведением. Волевые, сильные люди, люди-труженики, люди-созидатели, знающие цену и смысл работы, населяют роман «Территория». Они близки по духу и складу характера самому писателю. «О чем роман?— писал Куваев своему другу в Магадан. Внешне история открытия золотоносной провинции. Но сугубо внешне. С равным успехом можно было бы писать о каменном угле, участке леса для разработки и т. д. Внутренне же — это история о людях, для которых работа стала религией. Со всеми вытекающими отсюда последствиями... В принципе каждый уважающий себя геолог относится к своей профессии как к символу веры. Производственных романов много. Отличие моего, что герои его веруют еще и в свой образ жизни как единственно правильный. Таким образом, Север, работа и личная жизнь образуют некий единый компот, в котором невозможно выделить составные части». Он был влюблен в край, где развертываются события романа «Территория», а потому хорошо знал быт, условия жизни и характер его обитателей. Рассказывал, что роман задуман вначале как продолжение исследования характера молодого человека пятидесятых — шестидесятых годов. Источник: ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА

Писатель Олег Куваев. Штрихи к биографии
© Провинция.ру