Токсичные сотрудники: типы и способы нейтрализации
Бизнес растёт, клиенты приходят и, кажется, что ничто не может остановить компанию и коллектив от уверенного движения вперёд. Но опытный руководитель начинает чувствовать: что-то не так. Глаза сотрудников потускнели, до начальства доходят разные слухи, и атмосфера, которой когда-то так гордились, стала другой – тяжелой или даже гнетущей. Не исключено, что в организации начал свою нездоровую деятельность токсичный человек, предполагает Сергей Наседкин, руководитель московского офиса «ЦКТ». Токсичный человек – это личность, несущая разрушение. Он противостоит созидающей миссии компании и людей, работающих в ней. Сознательно или бессознательно токсичный сотрудник медленно, но верно влияет на умы сначала ближайших коллег, а впоследствии – и на всех сотрудников. Любой бизнес – это люди, занимающиеся им. И если эти люди «отравлены» упадническими настроениями токсичного человека и попали под его влияние, руководителю необходимо срочно выявить такого сотрудника и нейтрализовать, пока не поздно. Громко критикующий, спорящий. Адекватная и справедливая критика со стороны сотрудника полезна для компании: благодаря ей можно определить слабые моменты в работе, найти лучшие решения. Это возможно, когда критикующий сотрудник хочет, чтобы компания развивалась, двигалась вперёд и становилась лучше. Скрытая или явная цель токсичного сотрудника противоположна – разрушать. Такой работник критикует из других побуждений: насолить, уличить в каких-то ошибках. Он не собирается ничего делать, не будет даже пытаться решить вопрос, доносить проблему до руководства, а лишь «вытащит» весь негатив наружу, на всеобщее обозрение. Попытки убедить его в чем-то приведут лишь к громким спорам, бесполезным, поскольку эти споры направлены на разрушение, а не поиск истины. Постепенно такой настрой передается всему коллективу, и прежде лояльные сотрудники начинают замечать только плохие моменты. Токсичный сотрудник при этом продолжает накручивать, разрушая доверие. Чем выше профессиональная позиция этого человека, тем больше его влияние. И даже если рабочие процессы в организации идеально налажены, всегда присутствуют человеческие моменты, ошибки, разные жизненные ситуации, и именно их токсичный сотрудник будет «выпячивать», смаковать, снова и снова указывая на негатив. Скрытный. Скрытный токсичный сотрудник тоже склонен к критике, и он точно также акцентирует внимание только на негативе, но такой работник «действует» тихо, предпочитая делиться своими разрушающими мыслями тет-а-тет. По коллективу начинают ползти слухи. В компании пропадает открытость, сотрудники начинают «шушукаться» за спиной руководства, появляется ощущение, что от вас что-то скрывают. Конечно, можно не обращать внимание на это, но через какое-то время от разговоров сотрудники перейдут к делам. Рано или поздно начнут появляться некие скрытые действия, которые прошли мимо руководства, и вы начнете случайно узнавать об уже произошедших у вас за спиной важных для компании событиях. Лучше не доводить до такого, а выявлять скрытого токсичного сотрудника на ранней стадии. Действующий. Действующий токсичный сотрудник не критикует, не подговаривает коллектив – он уже сам занимается разрушением. Задачи решаются неэффективно, работа выполняется некачественно, сроки срываются. Вокруг такого токсичного работника всё рушится: клиенты недовольны, у его подчиненных и коллег не ладится работа. Притягиваются и внешние отрицательные факторы: проблемы с налоговой, кризисы на рынке и т.п. Такого человека надо максимально быстро выявлять и нейтрализовать, поскольку его действия очень сильно сказываются на компании и могут привести к краху. При нейтрализации токсичного сотрудника руководитель должен помнить, что его действия не должны помешать главной задаче: сохранению коллектива и рабочей обстановки. Во время и по итогам управленческих решений, направленных на токсичного сотрудника, компания должна продолжать работать, а лояльные сотрудники – добиваться эффективных результатов. Общение. Как бы это ни казалось банально, но первое, что должен сделать руководитель, если он точно определил личность токсичного сотрудника – пообщаться с ним. Во время разговора у начальника будет возможность вскрыть противоречия и прийти к какому-то итогу, выводу. Общение может разрешить конфликт. Это достаточно сложный, но реальный путь. Сокращение обязанностей. Если сотрудник не идёт на контакт, отрицает проблему, можно попробовать подействовать на него, подтолкнуть к открытому конфликту. Руководитель может начать сокращать обязанности, которые были возложены, вносить коррективы в его рабочую деятельность, в рамках трудового кодекса, конечно. Вывод сотрудника из комфортной среды может помочь ему почувствовать, что он был «раскрыт», и вывести к диалогу. Гласность. Если токсичный работник относится к скрытому типу, руководитель может начать действовать от обратного: увеличивать открытость в коллективе. В зависимости от ситуации, руководитель может громко и открыто поднимать проблемы. Начинать обсуждение можно максимально для всех сразу или по группам, постепенно выясняя недовольства, вскрывая тайны. Объявить во всеуслышание свою готовность решать проблемы. Ведь по сути изначально цель скрытного токсичного сотрудника в том, чтобы разрушить компанию, но при этом не своими руками, оставаясь в стороне. Увеличивая открытость, вы нейтрализуете его действия, и сможете выявить самого токсичного сотрудника. Увольнение. Такое решение проблемы мы не просто так поставили на самое последнее место. При кажущемся самым простым, этот путь может быть самым сложным. Дело в том, что токсичный сотрудник при всем своём недовольстве, чаще всего не хочет увольняться. Вот такой парадокс: его не устраивает руководитель, ценности компании, миссия, он постоянно недоволен, но для такой личности подобная среда уже является комфортной, привычной. Да и кто захочет терять засиженное место со стабильно зарплатой? Ситуацию надо решать и рассматривать на месте, но призываем попробовать разойтись по-мирному: договориться об отпускных, предложить условия, от которых сотрудник не сможет отказаться. Поверьте, продолжая работать, токсичный сотрудник принесет больше потерь. Фото Unsplash