Мариинский театр впервые показал оперные костюмы XIX века на выставке к юбилею Чайковского

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 13 октября. /ТАСС/. Костюмы конца XIX - начала XX веков, в которых артисты выходили в операх Петра Чайковского, впервые представили публике на выставке в Мариинском театре. Экспозицию, разместившуюся в зрительском фойе первого яруса Новой сцены, посвятили отмечающемуся в этом году 180-летию со дня рождения композитора. "С момента открытия Новой сцены в 2013 году выставки в театре стали регулярными и постоянными, они посвящены выдающимся деятелям музыкального и [театрального] мира, творчество которых связано с Мариинским театром. Это вторая выставка, посвященная Петру Ильичу Чайковскому. Большинство его оперных и балетных произведений поставлены на сцене Мариинского театра. Отличие этой выставки в том, что впервые здесь представлены костюмы, в которых артисты выходили в операх Чайковского в конце XIX - начале XX вв.", - рассказала на пресс-показе во вторник заведующая архивной службой театра Ольга Овечкина. Исключением из этого ряда является костюм императрицы Екатерины II из оперы "Пиковая дама", отметила Овечкина. "Он уже "дебютировал" пять лет назад в качестве экспоната, но мы не смогли себе отказать в удовольствии еще раз показать его публике, несмотря на то, что у костюма было много "конкурентов", - пояснила выбор она. Многие костюмы, которые создавались для Мариинской сцены, служили на протяжении очень длительного времени, некоторые перешли из эпохи в советскую. Примером может служить фрак Евгения Онегина: на его подкладке стоит штамп "1900", а ниже указана фамилия Журавленко. "Владимир Журавленко исполнял партию Онегина в пятидесятые годы. Это говорит о том, что костюм жил так долго, и не потому, что у театра не было возможности сшить новый костюм - в этом порой не было необходимости, настолько были качественными ткани и исполнение", - рассказала глава архивной службы Мариинского. Самым "молодым" экспонатом выставки является костюм Распорядителя бала к опере "Пиковая дама" - постановке 1984 года, осуществленной Юрием Темиркановым. Костюм украшен фрагментами подлинного шитья, тканей XIX века. "Даже когда утрачивались какие-то более хрупкие детали костюмов, то более долговечные - например, тесьма из металлической нити, театральная бижутерия, шитье - переносились на новый костюм, и, таким образом, эти костюмы переносили собой в другое время элегантный стиль и благородный вкус, свойственный императорской сцене. В этом мы можем убедиться, рассматривая экспонаты этой выставки", - добавила Овечкина. Партитуры и прижизненные документы Чайковского В экспозиции представлены прижизненные документы Чайковского - например, обращение композитора в Дирекцию императорских театров с просьбой поставить его оперу "Опричник", а также архивные фото и элементы бутафории из музейной коллекции театра. К наиболее ценным экспонатам в Мариинском относят подлинные страницы партитур из фондов театра - для выставки их отсканировали, и посетители могут полистать их посредством сенсорных экранов. "В Мариинском театре хранятся некоторые партитуры - например, "Спящей красавицы", "Пиковой дамы". Это предмет нашей гордости", - рассказала журналистам начальник издательского отдела Анна Петрова. Частью экспозиции является видеоролик, на котором под музыку из "Спящей красавицы" демонстрируются театральные программки, буклеты, эскизы костюмов, фотонегативы и снимки разных лет. Выставка "Петр Ильич Чайковский. Мариинский театр" продлится до конца сезона 2020-2021.