Войти в почту

Теория Большого

С 10 по 15 сентября в Большом театре под эгидой Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» пройдет вероятно самое заметное событие московской театральной осени — гастроли миланского Teatro alla Scala, который у нас чаще называют Ла Скала. Так как это еще и светское мероприятие, зрителям и особенно зрительницам стоит обдумать свой театральный образ — от платья либо такседо до туфель и аромата. Пожалуй, самая красивая сцена, описывающая поход в оперу в наши дни, — эпизод из фильма «Красотка», где герой Ричарда Гира приводит героиню Джулии Робертс в театр впервые в ее жизни. Фильм вышел на экраны в 1990 году, когда в России немногие могли себе позволить одежду и украшения, подобные платью и бриллиантам честной куртизанки Вивьен. Впрочем, и сейчас ее обнажающий плечи ярко-красный наряд от Мэрилин Вэнс доступен далеко не каждой меломанке — и не факт, что именно так следует одеваться всем зрительницам. Как в языке существует несколько степеней вежливости, так и в одежде для такого особого случая, как гастроли ведущей европейской оперной труппы, есть несколько «степеней торжественности». Важно выбрать верный, чтобы наряд не выглядел избыточным и не был воспринят как попытка отвлечь внимание от сцены. «Гастроли Ла Скала — выдающееся событие в культурной жизни Москвы, — поясняет Оксана Бугрименко, ведущая курсов этикета в «Академии успешных женщин». — Но и сам Большой театр — явление выдающееся, так что от зрителей не требуется соблюдение каких-то иных правил этикета, чем обычно при его посещении. При сомнении относительно дресс-кода одеться лучше элегантно, чем богато». Эксперт считает, что количество украшений и длина платья зависят от стоимости билетов: «На верхних ярусах оголять плечи и поражать публику размером драгоценностей не стоит: коктейльное платье с аксессуарами — наилучший вариант. Для мужчин обязателен пиджак. Счастливые обладательницы билетов в ложу бельэтажа или партер могут надеть платье в пол — в этом случае на спутнике вполне уместен смокинг». Смокинг лучше шить по мерке, потому что он должен сидеть идеально. Заказ на такседо принимают два раза в год в московских бутиках итальянских марок, куда специально для снятия мерок приезжают портные из Италии. В партере или ложе можно позволить себе дизайнерское вечернее платье — не обязательно красное, конечно. «Наряд должен быть роскошным. Отлично подойдет бархатное платье в пол сдержанных оттенков (черное, бордовое, темно-зеленое), — комментирует российский модельер Светлана Тегин, которая одевала для торжественных мероприятий актрис Агнию Кузнецову и Светлану Ходченкову. — Также будут актуальны платья из шелка и шифона. "Разбавить" наряд можно тонкими, лаконичными аксессуарами, но не перегружать украшениями. В руки стоит взять небольшой клатч и положить туда красную помаду». Кстати, о клатчах: именно вечерняя сумочка в этом случае может стать самым выразительным штрихом в образе. Она в центре внимания — ее кладут на барьер, доставая бинокль или проглядывая программку. Театральные клатчи более пышные и выразительные, чем сумочки для коктейля или повседневные аксессуары. В театр можно взять как обычный клатч, так и коробочку-минодьер из серебра, дорогих пород дерева, перламутра или металла, покрытого китайским лаком. Итальянской оперы вполне достойны как антикварные творения Van Cleef & Arpels — хрестоматийные минодьеры из золота с декором из бриллиантов, рубинов и изумрудов, так и сумочки-скульптуры Judith Leiber. Не обойдена вниманием экспертов и красная помада. Ее рекомендует звездный визажист Сергей Наумов, создатель косметического бреда Sergey Naumov: «Для гастролей итальянской оперы идеально подойдет итальянский шик — красная помада, стрелки или smoky eyes. Акцент в макияже можно сделать и на губы, и на глаза». Сергей также рекомендует прическу, как у Робертс в «Красотке»: по его мнению, подойдут крупные локоны (но не крутые кудри, а волнистые волосы) или более строгая прическа с забранными вверх волосами и парой обманчиво-небрежно выбившихся из пучка локонов. Очень важен для такого визита выбор аромата. Здесь не переборщить, пожалуй, даже важнее, чем не переусердствовать с украшениями: чрезмерно сильный аромат духов может досаждать окружающим, однако умеренно тонкий запах духов придаст эстетическому удовольствию ноту чувственного очарования. «Тема оперы всегда привлекала парфюмеров. Жак Герлен посвятил свои Liu 1929 года героине оперы "Принцесса Турандот". Ги Робера на создание одного из шедевров вдохновил двойной аромат духов, исходящий от двух женщин, сидящих перед ним в опере», — рассказывает Галина Анни, парфюмер и парфюмерный эксперт, создатель парфюмерного клуба Sweet Sixties. Опера «Пиковая дама» оставила свой след даже в советской индустрии. «Именно "Пиковая дама" вдохновила Эрнста Бо на создание Bois des Iles, благородного восточно-древесного аромата. У современной марки Histoires des Parfums есть целая оперная коллекция, где кроме "Пиковой дамы" есть и "Норма", и "Кармен", и "Мадам Баттерфляй", и снова "Турандот". Но все же "Пиковой даме" повезло больше всего: есть она и в масс-маркете, у отечественной марки Brocard, и в самом дорогом сегменте рынка — в этом году вышло лимитированное издание, посвященное старым советским духам, у марки Xerjoff». Так как гастроли проходят в Большом, можно отметить этот факт, выбрав для вечера в опере один из коллекционных ароматов, созданных в честь театра французским парфюмерным домом Guerlain. Что касается характера аромата, то, по мнению эксперта, его подсказывает сама семантика театра. «Это запахи помады, пудры, всевозможных цветов — горьких и сладких, — дерева, кожи, замши, кашемира, — говорит Галина Анни. В коллекции ее бренда есть духи «Пудра Одри» — «портрет красавицы в бриллиантах перед вечерним выходом, последний взмах лебяжьей пуховки перед зеркалом». Бриллианты, как верно замечено, — последний штрих. В «Красотке» герой Ричарда Гира, миллионер, пользуясь своим положением почетного клиента, берет для Вивьен напрокат колье с рубинами. Примечательно, что украшение в фильме было подлинным — работы ювелирной марки Fred. К колье полагались серьги того же дизайна. Это общее правило торжественного дресс-кода: к вечернему платью в пол полагаются украшения из набора-парюры. Полная парюра включает колье, серьги, браслет, кольцо и украшение для прически — тиару или бандо; однако в театр, даже на самую громкую премьеру, тиару надевать не принято, это драгоценность для официальных дипломатических и государственных приемов. Такими наборами славится французский дом Chaumet. Для того чтобы блистать в ложе бельэтажа, достаточно колье либо серег-шандельеров, браслета либо павированных драгоценными камнями ювелирных часов, например Bvlgari, и кольца или пары колец. Если же зрительница предпочла вечернему платью коктейльное, можно надеть коктейльное кольцо с цветным кабошоном-солитером, серьги-пусеты, авторскую или дизайнерскую бижутерию. Особый шик — драгоценности «со смыслом», как-то связанные с темой театра. Например, брошь-балерина от Van Cleef & Arpels, драгоценности из серии Ziegfeld от Tiffany & Co, вдохновленные ардекольным убранством нью-йоркского театра Зигфельда, серьги от итальянской марки Buccellati, первый бутик которой открылся около ста лет назад рядом с Ла Скала, или бриллиантовое «театральное» кольцо Ballerina от Cartier.

Теория Большого
© Lenta.ru