Немногие знают, но в истории Dior могла бы быть еще одна женщина. В начале 1990-х пост креативного директора Дома предлагали Вивьен Вествуд – та по определенным соображениям отказалась, и кресло возглавил Джон Гальяно. Назначение Марии Грации Кьюри стало эпохальным событием по двум причинам. Во-первых, для публики это наконец-то стало возможностью оценить работу дизайнерского дуэта Грация-Пиччоли по отдельности, и все гадали, кто же из них за какую эстетическую сторону Valentino все это время отвечал. Во-вторых, было невероятно любопытно узнать, каким может быть Dior, препарированный под руководством женщины: в конце концов, с первого дня своего основания он предлагал довольно утрированный женственный образ, который в современных реалиях кажется абсолютным архаизмом. Кьюри решила брать напалмом. Свой дебют она превратила в феминистический манифест, что прежде всего выражалось в недвусмысленном реверансе в сторону главной ролевой модели сильных женщин всех времен и народов – Жанны д’Арк. Кьюри буквально взяла за основу своей коллекции образ воинственной девы, который мы привыкли видеть на портретах авторства Джона Эверетта Милле и Альберта Линча, – закованная в доспехи, суровая и при этом до дрожи прекрасная. Кьюри вздумалось оседлать волну феминизма, которая не перестает накатывать на все сферы жизни общества, и сделала она это довольно буквально и прямолинейно. Дизайнер словно нарочно старалась избежать любых сравнений с Кристианом Диором – никакого «нью лука», никакой нарочитой женственности. Но полностью стереть наследие мастера ей не удалось: отдельные экземпляры подозрительно напоминали, скажем, знаменитый жакет Bar, а пачки словно должны были служить подъюбниками вышедших на подиум в 1947 году объемных юбок. Связь с современной культурой, для которой главным комплиментом является слово «хайп», Кьюри пыталась поддержать, в частности, пляжными сланцами с логотипом Dior и футболками с надписью «Dio(r)evolution». Революция действительно случилась – хотя бы в том смысле, что Дом Dior, каким мы его знали и каким его держали на плаву все предшественники Марии Грации Кьюри, сегодня перестал существовать. Перед нами открылась новая глава, и пока что мы видим ее довольно расплывчато.