Асия Бареева: «Ислам и мода — понятия несовместимые»

Исламизация моды — процесс неоднозначный, но актуальный, оправданный не только принципами мультикультурализма и толерантности, но и коммерческими соображениями. Арабские дизайнеры становятся фаворитами мирового джетсета, глянцевые издания и недели моды перемещаются в Катар и ОАЭ, а крупные модные дома, вроде Dolce & Gabbana, создают коллекции специально для мусульманок. Тем временем, нам интересно узнать, как обстоят дела с одеждой для мусульман в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране. В действительности, российских брендов, предлагающих одежду «по шариату», можно по пальцам пересчитать, и среди них особенно выделяется молодой дизайнер Асия Бареева. Имея за плечами портфолио стилиста и несколько успешных самостоятельных коллекций, сейчас Асия создает вещи для собственной марки и для авторской линии бренда Bella Kareema, представленного в Москве и других городах России. Кому-то ее коллекции могут показаться чересчур смелыми, кому-то – недостаточно женственными, но в действительности, они самобытны и основаны на ее внутренней эстетике и ощущении комфорта. В поиске того, как консервативный образ может существовать в современном контексте и в рамках ее строгих религиозных убеждений, Асия Бареева нашла точку пересечения в минимализме и легком авангардном стиле. Используя необычный крой, богатство тканей и фактур и сдержанную палитру оттенков, дизайнер делает нескучную одежду, не противоречащую канонам ислама. Впрочем, как подчеркивает сама Асия, стилистика ее творений близка в равной степени (а иногда, и в большей) западным женщинам, а потому ее бренд не имеет узкой культурной направленности. И все же, как соотносится понятие моды с традициями ислама? Как хотят одеваться мусульманские женщины, и как это влияет ли это на мировую модную индустрию? Grazia захотелось получить ответы на эти вопросы из первых уст. Несмотря на то, что Асия Бареева редко общается с прессой и отказывается от съемок, нам все же удалось встретиться и взять эксклюзивное интервью, параллельно отсняв несколько образов из последних коллекций. Вы выпускаете коллекции под брендом Asiya Bareeva уже не первый год, но редко даете интервью, и о вас мало что известно широкой публике. Почему? Не знаю. Наверное, потому что я не хочу ничего делать специально, чтобы прославиться. Я хочу делать то, что мне нравится, и все. К тому же, я интроверт, предпочитаю выражать себя в творчестве. Но у вас же есть какие-то коммерческие цели, как у дизайнера? Для этого нужно продвижение. Честно, я никогда не ставила во главу угла материальные цели, никогда не делала что-то специально для продаж. Понятно, что коллекции должны продаваться, чтобы я могла делать их дальше, но умышленно заниматься этим ради коммерции я не буду. Меня просто перестанет радовать моя работа. Раньше у вас был довольно необычный стиль, экстравагантные наряды. И сейчас, пусть и невольно, вы привлекаете внимание окружающих своим внешним видом. Как это сочетается с тем, что вы интроверт? Я одевалась экстравагантно и ярко лет пять назад, до того, как приняла ислам. Сейчас я одеваюсь иначе, но тоже выгляжу не так, как остальные, хоть и не всегда отдаю себе в этом отчет. Я не пытаюсь эпатировать публику, у меня такое чувство стиля. Но я задумывалась, с чем это связано, и не раз. И с чем же? То, как я выгляжу, — это то, как я себя ощущаю. Мне так комфортно. Какими вещами из личного гардероба вы дорожите больше всего? Я очень люблю солнцезащитные очки — у меня уже целая коллекция собралась, штук 15. Уже стараюсь себя сдерживать. Раньше любила обувь, но сейчас отношусь к ней спокойнее. Есть одежда, какую вы бы никогда не надели? Сейчас я, естественно, не надену ничего открытого. Раньше у меня не было границ в одежде: я могла сочетать и носить что угодно. Правда, короткие юбки и шорты я никогда не любила. Вы привозите вещи из путешествий? Я много путешествую, но в последнее время покупаю в поездках не одежду, а, в основном, симпатичные вещицы для дома. Например, недавно в Стамбуле была на ярмарке турецких дизайнеров и купила очень красивую керамическую посуду ручной работы. Раньше я всегда ходила по барахолкам, винтажным магазинам, ярмаркам, скупала тоннами крупные украшения. Но это в прошлом. Кого из современных дизайнеров вы считаете авторитетом? Есть много интересных российских дизайнеров, которые мне симпатичны. Я особенно не слежу за тем, что происходит в мировой моды, но мне всегда нравился Dries van Noten, Ann Demeulemeester, когда у нее был свой бренд, нравится Раф Симонс, его минимализм. Мне вообще бельгийцы близки по духу. Как бы вы охарактеризовали свою коллекцию для Bella Kareema? Это нельзя охарактеризовать – вещи создаются по вдохновению. Хотя у моей фантазии есть границы. Если моя собственная линия, Asiya Bareeva — более авангардная, то для Bella Kareema я стараюсь делать более «носибельные», понятные вещи. Я использую максимально приглушенные оттенки, стремлюсь к минимализму. Я считаю, что это не только красиво, но и правильно: мужчины и женщины не должны отличаться друг от друга в плане одежды. Тем не менее, у женщины должна быть определенная свобода в голове, чтобы носить такие вещи. Почему вы приняли ислам? В какой-то момент, три года назад, я почувствовала пустоту в душе и поехала в паломничество в Мекку — так Бог нашел ко мне путь. Там у меня открылось сердце, и я стала углубленно изучать ислам. Только в исламе я нашла единобожие, меня это тронуло. Я вернулась, стала соблюдать правила, а еще через год я покрыла голову. И я считаю это самым лучшим решением в своей жизни. А как вы считаете, мусульманские девушки вас понимают? Сейчас я одеваюсь согласно исламу, и смысл одежды по шариату — нечто безразмерное, не выставляющее формы. Не говоря уже о том, что нужно вообще меньше думать о внешнем виде. Хотя далеко не все мусульманки понимают такой стиль: на Кавказе, например, и в некоторых арабских странах девушки предпочитают вещи по фигуре — длинные, закрытые, но по фигуре. Я же считаю, что это своего рода лицемерие: ты вроде бы скрываешь, но в то же время подчеркиваешь силуэт. Тем не менее, это уже вторая коллекция для Bella Kareema: моя первая коллекция получила отличный отклик в Грозном и была успешно распродана. Мышление меняется, люди готовы воспринимать что-то новое. Понимание одежды у мусульманок отличается в зависимости от национальности? Если бы все мусульмане одевались в строгих рамках ислама, они выглядели бы одинаково. А так они часто примешивают к одежде какие-то национальные элементы, свое восприятие. Как я уже говорила, на Кавказе любят силуэт-рыбку, золото, блестки. Многие носят косынки назад, не закрывая шею — в исламе же не допускается открывать ничего, кроме кистей рук и лица. Но я не делю клиенток на национальности. Более того, мою коллекцию чаще всего и не мусульмане покупают, а женщины, которым просто нравится такой стиль. В каком ключе вы видите развитие своего бренда? Хотите продавать коллекции за границей? Да, хотелось бы. Все говорят, что мой стиль был бы более понятен европейцам. Здесь мне своего покупателя сложно найти, но, если честно, я и не ищу. Моя основная коллекция представлена только в одном экземпляре, и она вся «крутится» в Москве, я не вижу смысла ее делить. Чаще всего это уникальные вещи, но иногда я шью в небольшом тираже. А почему так? Мне скучно тратить свое время на то, чтобы повторять одно и то же. К тому же, сложно найти качественное массовое производство, чтобы это выглядело достойно. По одной вещи ни одно производство не возьмется шить, поэтому я шью индивидуально. Уже несколько лет я работаю с одной и той же швеей, с которой познакомилась, когда создавала свою первую коллекцию, еще в институте. Сейчас исламская мода как явление крайне популярна, модные журналы один за другим открывают издания, специализирующиеся на арабской моде. Как вы к этому относитесь? Я думаю, что коммерческая подоплека здесь очевидна. Я к этому никак не отношусь, потому что, на мой взгляд, ислам и мода — понятия несовместимые. Однако, многие мировые бренды делают отдельные коллекции для арабских стран, потому что там много небедных женщин, и это продается. Вы знаете, как хочет одеваться мусульманка? Да, это должно быть что-то минималистичное, неброское – образ должен быть сдержанным. Девушка не должна обращать на себя внимание. При этом, свои коллекции я не позиционирую именно как мусульманскую одежду. Да, фасоны закрытые, крой свободный, но конфессиональной привязки у моих вещей нет. Можно сказать, что одежда от Asiya Bareeva — это некий компромисс между тем, что актуально в моде и мусульманской традицией? Это мое самовыражение, я так вижу одежду, но сама это называю периодом. Я знаю, что это пройдет и что я буду делать что-то другое. Пока меня еще держит прошлое, но мое восприятие мира уже стало другим. Поэтому с духовной точки зрения это бесполезно, это просто творческая самореализация. Почему же бесполезно? Потому что есть некий сумбур: я вроде как мусульманка, и не должна вообще об одежде думать, при этом я ее создаю. Во мне это глубоко сидит, мне сложно объяснить... Это большая ответственность – делать одежду для мусульман, она должна быть максимально создана в тех рамках, которые заданы Всевышним. А когда ты развиваешься, то уходишь в сторону своих страстей, и можешь уйти очень далеко от духовного. Сейчас очень много стали делать одежды, и мусульманской тоже — ее столько просто не нужно. Ваша последняя коллекция одновременно минималистична и женственна. Какой у нее месседж? У меня уже были мысли об этой коллекции, когда я завершала летнюю. Я была в горах в Грозном, и меня очень сильно вдохновила природа. Я подумала, что наверное, родившись в этой красоте, ты впитываешь ее силу. Это некое посвящение женщинам Кавказа — они мне очень нравятся. Почему лицо модели целиком закрыто в лукбуке? Вам не кажется странным применять религиозные правила к коммерческому материалу? Когда снимали первый лукбук Asiya Bareeva, у меня была четкая позиция, что изображение лица человека запрещено в исламе — это создание идола, то есть, грех. И до недавних пор я вообще не снималась с открытым лицом. Но со временем у меня расширились знания: я поняла, что цифровая картинка — это не портрет в классическом смысле, это фиксация момента, без его идеализации. А как же фотошоп и фильтры в Instagram? Это не одно и тоже. В Instagram мусульманские девушки нередко выкладывают селфи, но я к этому отрицательно отношусь, это искажение смысла ислама. Я не делаю культа из своей личности: у меня есть четкие рамки, за которые я не выхожу. Однако лукбуки я продолжу снимать без лиц: мне так спокойнее, лица отвлекают. Какую женщину вы представляете, когда создаете коллекции? Она свободная, чистая, ей чуждо самолюбование. Она одевается для гармонии, у нее есть внутреннее ощущение того, что эта вещь ее дополняет, ей комфортно, но это не связано с тем, что она ждет восхищения. Мне бы хотелось, чтобы девушки, которые носят мою одежду, уделяли внешности как можно меньше внимания и были скромными внутри. Пусть это странно звучит в контексте того, что я делаю, но у меня такое восприятие себя, и мне хочется, чтобы мои вещи нравились другим. И как правило, такие люди находятся.

Асия Бареева: «Ислам и мода — понятия несовместимые»
© Grazia