Красиво пожили
Почти закончившийся 2016 год, несмотря на продолжающийся кризис в мировой экономике, был весьма неплохим для luxury-сегмента и моды в целом. «Лента.ру» подводит итоги по главным тенденциям последних 12 месяцев. В 2016 году модные сайты и печатные издания по всему миру пестрели фамилиями, звучащими для жителей одной шестой суши вполне по-родному. Россиянин Гоша Рубчинский вывел свой бренд на одну орбиту с грандами fashion-бизнеса. Грузин Демна Гвасалия укрепил позиции собственной марки Vetements и к тому же стал креативным директором дома Balenciaga. Москвичка Катя Добрякова начала экспансию за океан, открыв бутик в Нью-Йорке. Уроженка Владивостока стилист Лотта Волкова объявлена The Guardian едва ли не главной в своем ремесле. Всех персонажей объединяет разной степени хулиганское отношение к моде и нежелание следовать уже признанным критериям эстетики. Результат: «гопницкие» олимпийки и футболки Рубчинского на модниках от Сеула до Нью-Йорка и созданные Гвасалией модели последней коллекции Balenciaga, принятые на «ура» парижским бомондом. России, правда, еще предстоит и понять и принять эту новую, брутальную и выросшую из наших «лихих 90-х» моду. Никакого отношения к шоколадным батончикам этот тренд, разумеется, не имеет. Sneakers на английском — кроссовки, кеды, практически любая спортивная обувь, в этом сезоне окончательно превратившаяся из сугубо утилитарной в неотъемлемую часть любого модного гардероба. Кроссовки появились в коллекциях таких традиционно далеких от спорта марок, как Louis Vuitton, в них выходят на подиумы на модных показах и они же защищают (и украшают) ноги посетителей этих мероприятий. Кроссовки коллекционируют и платят за особо редкие модели тысячи долларов; выхода культовых Yeezy 350 в новом цвете дожидаются как откровения. Самым же, пожалуй, важным моментом для «сникерхедов» в уходящем году стал выпуск фирмой Nike долгожданных самозашнуровывающихся кроссовок Nike Mag и чуть более доступных Nike HyperAdapt 1.0. Кстати, в этой области Россия идет не то что в ногу, а даже, наверное, опережает остальной мир. Фэшн-блогер Михаил Володин (behandsome.ru) так комментирует новый статус спортивной обуви: «Сникер-культура переживает очередную молодость, это очевидно. Каждую неделю выходит полтора десятка релизов, сникеры выпускают не только спортивные и streetwear-бренды, но и премиальные марки. Но в мире, кажется, это проходит спокойнее — ждут дропы, коллекционируют, носят. С чего у нас такой взрыв, мне сложно объяснить. Возможно, Канье Уэст и его Yeezy сдетонировали, а может, кризис. Все-таки кроссовки и кеды в большинстве своем гораздо дешевле одежды и, купив несколько пар, особенно лимитированных, ты остаешься на стиле». Деним снова вернулся в большую моду (из уличной он никуда, конечно, не уходил). Последним писком стали джинсы, прозванные кем-то из европейских фэшн-обозревателей «франкенштейн» — асимметрично оборванные, сшитые из лоскутов и часто с неровными швами по фронту штанины. Такие джинсы есть в последних коллекциях практически всех ценовых категорий — а значит, будущим летом появятся и у больших ретейлеров масс-маркета. Калифорнийские дочери бизнесмена-палестинца и экс-модели родом из Нидерландов, Белла и Джиджи царили на подиумах, в рекламе и сердцах большей части мужского населения планеты. Джиджи была признана «международной моделью года» авторитетным Британским советом моды, а Белла — просто «моделью года» не менее авторитетным мужским журналом GQ. Глядя на двух стройных длинноногих красоток со слегка экзотическими чертами лица, поневоле начинаешь сомневаться в релевантности ведущихся уже несколько лет дискуссий о «новых стандартах» женской красоты. Канье Уэст и Рианна в этом году попадали в разделы моды едва ли не чаще, чем в колонки музыкальных критиков, а за новинками Yeezy и Puma by Rihanna выстраивались очереди (по предварительной записи — как во времена советского «дефицита»), в том числе и в Москве. Не отставали от них и звезды меньшего калибра, работающие для еще более узкой аудитории. От относительно доступных Jaguar F-Pace и Maserati Levante до заоблачного Bentley Bentayga — мир люксовых автомобилей определенно выбирает SUV как будущее продаж. На подходе внедорожник Lamborghini и полноприводный Rolls-Royce (представители фирмы старательно избегают наименования SUV). Можно смело сказать, что 2016-й стал поворотным годом для люксового сегмента автопрома, установив ориентиры, на которые производители будут, похоже, равняться ближайший десяток лет. Жители Поднебесной уже стали спасителями индустрии luxury, а к 2020 году китайский средний класс по прогнозам составит 34 процента общего количества потребителей люксовых товаров в мире. А сейчас, когда террористическая опасность в Европе вкупе с экономической нестабильностью и кампанией по борьбе с коррупцией дома отпугнула богатых китайцев от традиционных мест шопинга (Милан, Париж, Мюнхен), свой шанс стремятся не упустить отечественные ретейлеры. ЦУМ и ДЛТ уже с начала года набирают персонал со знанием китайского и запускают программы лояльности для покупателей из Китая. Совсем недавно, в декабре, были представлены специальные программы VIP-шопинг-туров для клиентов из КНР. По предварительным оценкам, в 2017 году число китайских туристов в Москве и Петербурге вырастет не менее чем на 20 процентов по сравнению с 2016-м — и, конечно, большинство из них будут активно делать покупки, в том числе премиальных и люксовых вещей. Часовые тренды года задали по традиции тон зимнему Международному салону высокого часового искусства (SIHH) в Женеве (проходящему в январе) и весенняя ювелирно-часовая выставка в Базеле. Производители часов обратили в этом году пристальное внимание на женщин-клиенток, которые, как оказалось, видят в часах не только изящную безделушку или альтернативу вечернему бриллиантовому браслету, но и интересную механическую историю и объект коллекционирования. Большинство ювелирно-часовых домов и брендов выпустили в 2016 году модели с усложнениями — от уже привычного в женских часах индикатора фаз Луны, который считается «самым романтичным усложнением», до годового календаря и турбийона. Среди сложных часов выделяются так называемые Mysterious Watch — часы с прозрачной частью циферблата, на которой расположены стрелки. Крутящий момент к ним от скрытого в непрозрачной части корпуса механизма приводят прозрачные сапфировые диски. Часы были разработаны впервые в первой половине прошлого века компанией Cartier (в настольном варианте), а на SIHH-2016 компания показала целую линию ювелирных «мистических» часов. В России аналогичный механизм разработал часовщик Константин Чайкин. На будущей SIHH-2017 Cartier продемонстрирует еще более сложный вариант: прозрачные часы со скелетонированным механизмом Rotonde de Cartier l'Heure Mystérieuse Skeleton. В мире ароматов главным трендом 2016 года стало разнообразие. Эксперты перестали пытаться выделить самые популярные ноты и самые модные духи, признав, что запах — вещь настолько интимная, что каждый клиент в идеале мечтает об уникальном аромате, и это множество просто не подлежит классификации. «Пусть расцветают сто цветов. Все больше разных ароматов. И притом диаметрально противоположных порой, — прокомментировал Сергей Борисов, парфюмерный эксперт, автор ресурса Fragrantica. — Это и сложные ориентально-древесные ароматы с длиннейшим шлейфом и феноменальной стойкостью — для арабских вкусов, и тихие нежные древесно-гурманские коконы "только для себя и своего настроения"». Эксперт отмечает, что среди новых ароматов года «много различной свежей зелени и цитрусовых одеколонов, много эскапизма — как будто снова вернулись семидесятые». По его мнению, подражание 70-м — «лучшая метка для нашего времени: теперь — как и тогда — мода не так важна, как собственный стиль». В дизайне флаконов также господствует многообразие вкусов: популярны и минималистичные прозрачные флаконы, и хрусталь в позолоте и цветных камнях. Еще одна значимая тенденция — стремление модных марок класса премиум к выпуску селективных парфюмерных линий. Mugler представил коллекцию Les Exceptions, Carolina Herrera — Herrera Confidential, и так далее. Ведущим трендом в декоративной косметике, пожалуй, стоит назвать особое внимание визажистов к бровям. Если еще недавно с естественным ростом бровей усиленно боролись, выравнивая их, выщипывая и делая, по словам героини фильма «Служебный роман», «тоненькими, как ниточка, удивленно приподнятыми», то в нынешнем году в моде были едва ли не «моноброви», как у художницы Фриды Кало: широкие, густые, почти сходящиеся на переносице. Тем, кого природа не оделила подобной (сомнительной до недавнего времени) роскошью, косметические марки в 2016 году предложили множество разных средств — от пудры для бровей с тонким аппликатором, позволяющим рисовать ложные волоски бровей, до мультифункциональных карандашей со щеточкой для расчесывания брови. Тренды в средствах для ухода за кожей прокомментировала автор косметического блога Don't' touch my face Адэль Мифтахова. «Самый, пожалуй, яркий тренд — это мультимаскинг: одновременное использование нескольких разных масок для разных частей лица. Для носа — очищающая, для щек — увлажняющая и так далее». Некоторые бренды даже выпустили специальные наборы для мультимаскинга. «Польза от такого подхода спорная, но и популярен он был скорее потому, что получались красивые фотографии в Instagram», — считает Адэль. По мнению эксперта, по-прежнему на волне интереса оставалась натуральная косметика. «Этот тренд вообще вечный, но в последний год он приобрел совсем уже немыслимые масштабы. Но проблема в том, что разделять понятия “натуральное” и “химия” — это в корне неверный подход. Все вокруг нас химия, и все так или иначе имеет природное происхождение», — отмечает Адэль Мифтахова. По ее мнению, не бывает однозначно вредных или полезных веществ, и натуральная косметика не лучше той, которую делают из синтетических ингредиентов. «А часто даже и хуже, потому что она более аллергенная», — заключает эксперт. По прогнозу Мифтаховой, ведущим трендом следующего года, зародившимся уже в нынешнем, станут так называемые бустеры: «Это концентраты, которые можно добавлять в свой обычный крем, чтобы придать ему какие-то новые свойства. Сделать его более увлажняющим, антивозрастным, питательным и так далее». Идея новинки в том, что потребителю не нужно будет покупать несколько кремов — достаточно будет крема-основы и нескольких разных бустеров для разных целей.