Войти в почту

Как стать дизайнером одежды и аксессуаров

Пошаговая инструкция для самых упорных Если на вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» в шестидесятые отвечали: «космонавтом», «врачом» или «стюардессой», то сегодня у молодого поколения несколько другие ценности и идеалы. Дизайнер одежды — одна из самых популярных профессий, о которой мечтают миллениалы. На запрос «Как стать модным дизайнером» Google выдает от 400 до 500 тыс. результатов. Специально для “Ъ-Lifestyle” модный байер и инсайдер индустрии ЕЛЕНА ПЯТИБРАТОВА собрала самую актуальную информацию, которая может понадобиться тем, кто решил посвятить себя созданию одежды и аксессуаров. ШАГ ПЕРВЫЙВЫБРАТЬ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ Даже самому одаренному и талантливому мечтателю будет полезно получить базу и научиться продавать свои шедевры (поскольку надо же на что-то творить). Сегодня многие университеты, дающие образование в области дизайна одежды, предлагают своим студентам такие программы, где курсы дизайна и технологий можно совмещать с основами менеджмента, маркетинга, бизнес-науки. Неспроста в июле 2016 года заявили о своем скором слиянии два французских университета — École de la Chambre Syndicale de la Couture, сосредоточенная на дизайне и технологии, и Французский институт моды, больше специализирующийся на менеджменте. Самое известное учебное заведение — лондонский Central Saint Martins, который в 2016 году занял первую строчку в рейтинге лучших модных школ портала Business of Fashion. Хотите сюда? Приготовьте £15–20 тыс. в год (и это только за обучение, не считая арендной платы за жилье, которое вам придется снимать) и подтяните английский: прежде чем занести вас в список абитуриентов, представители школы потребуют как минимум сертификат IELTS 5.0 или TOEFL iBT 60+. Двух-трехмесячные курсы, которые также предлагает Сент-Мартинс, помимо полноценного трех-пятигодичного обучения, не более чем маркетинговый ход. Вряд ли за это время вы успеете хоть чему-нибудь научиться. На все вопросы могут ответить в официальном представительстве колледжа в Москве, где нужно будет пройти интервью. Помимо Central Saint Martins, в рейтинг лучших учебных заведений в области моды сегодня входят Школа дизайна Парсонс (Нью-Йорк), Кингстонский университет (Лондон), Французский институт моды (Париж), Королевский колледж искусств (Лондон) и Высшая школа искусств, дизайна и архитектуры Университета Аалто (Хельсинки). Особняком стоит Королевская академия изящных искусств в Антверпене. Именно она в 1980-х подарила нам знаменитую «антверпенскую шестерку», а учеба там дает сразу несколько преимуществ. Елизавета Костюкова, студентка второго курса антверпенской Королевской академии изящных искусств: «Пока я училась в Москве, решила попробовать летние курсы в парижском филиале Института Марангони — стоило это очень дорого, но отдачи никакой, такое ощущение, что тебя хвалят за твои деньги. В итоге я остановилась на академии в Антверпене, которая, как оказалось, имеет определенные преимущества: аренда жилья стоит совсем недорого по сравнению с модными столицами, учеба — €7 тыс. в год (против €20–25 тыс. в Лондоне или Париже), вся Европа как на ладони, Москва не так далеко. Антверпен — студенческий город, в котором все живут модой, и никогда я еще не чувствовала себя настолько погруженной в профессию, как здесь». На факультете моды и дизайна академии (Fashion department) учатся три года, чтобы получить степень бакалавра, и еще год уйдет на учебу в магистратуре. Среди предметов — дизайн, конструирование, моделирование и т. д. Каждый год в июне академия устраивает финальный показ, в котором принимают участие студенты. «Сама система создания коллекции построена на глубоком поиске и изучении источников вдохновения, это очень интересный способ развивать себя во всех направлениях. Первая стадия, когда мы ищем и отбираем образы, — самая интересная. Мы смотрим фильмы, работы художников, ходим в библиотеки, иногда путешествуем для того, чтобы найти тот самый "святой" источник вдохновения. Такие профессии, как художник, портной, фотограф или, например, графический дизайнер, мы не воспринимаем по отдельности, это все — мы. Нас учат всему», — рассказывает Лиза. Стоит иметь в виду Учитывайте общемировую политическую повестку. Идет процесс выхода Великобритании из Евросоюза, и в связи с этим некоторые эксперты прогнозируют спад ажиотажа: при поступлении европейские абитуриенты не будут иметь никаких привилегий и не смогут рассчитывать ни на какие гранты, стипендии и тому подобное. Чтобы продолжать привлекать самые ясные и креативные умы со всего мира и сохранить репутацию одной из главных кузниц кадров, Великобритании в ближайшее время придется стать более лояльной по отношению к иностранным студентам, облегчив процесс получения студенческих виз и, возможно, сделав более гибкой систему оплаты. Некоторые эксперты полагают, что это произойдет не раньше 2019 года. Поэтому, если вы собирались ехать учиться в Лондон, может быть, стоит немного подождать? Прежде чем отправляться покорять западные университеты, стоит присмотреться и к тому, что сегодня предлагают отечественные вузы. Большинство наших соотечественников, которые сегодня имеют вес в модном мировом сообществе, смогли заявить о себе, не имея за плечами диплома ни школы Парсонс, ни Сент-Мартинса. Дизайнерский дуэт Nina Donis (россиянка Нина Неретина и киприот Донис Пупис), попавшие в список 150 самых влиятельных дизайнеров мира, по мнению журнала i-D, познакомились, когда учились в Московском государственном текстильном университете имени Косыгина. Оттуда же вышел и дизайнер Viva Vox Олег Овсиев, не раз появлявшийся в обзорах западной прессы. Андрей Артемов, создавший марку Walk of Shame (единственный бренд, который представляет нашу страну в недавно открывшемся пространстве Designer Studio в Selfridges London), изучал дизайн костюма в УГИС в родной Уфе. Гоша Рубчинский (вошел в список 500 самых влиятельных людей мира издания Business of Fashion) окончил художественную школу и колледж технологий и дизайна. Наконец, Вика Газинская (вещи дизайнера продаются в лучших зарубежных магазинах, марка & Other Stories выпустила совместно с ней коллекцию) училась на факультете дизайна РГУТиС. Преподаватель креативного проектирования на профиле «Мода» в Высшей школе экономики Мария Ключевская считает, что даже дизайнерское образование гораздо полезнее получать в нашей стране, чем на Западе. «После окончания вы станете обладателем диплома государственного образца, то есть будете иметь "нормальное" высшее образование. В своей программе мы стараемся с первых же дней знакомить студентов с той реальностью, с которой они столкнутся, когда выйдут от нас дипломированными специалистами. Никаких розовых очков. Мы преподаем им не только теорию, но и сразу рассказываем, о каких проблемах им придется узнать в отечественных условиях (главная из них — отсутствие полноценного производства и зависимость от западных поставщиков тканей, что зачастую может в несколько раз увеличить стоимость вашей коллекции). Хотя многие говорят, что у нас нет модной индустрии, все же в Москве постоянно что-то происходит, и лишние руки никогда не помешают. Поэтому наши студенты с первого же курса принимают участие в создании коллекций и организации показов». ШАГ ВТОРОЙ ПОЛУЧИТЬ ОПЫТ РАБОТЫ В ИНДУСТРИИ Главный редактор сайта интернет-магазина Aizel.ru Алена Исаева, имеющая за плечами более 20 лет опыта работы в модной индустрии, уверена, что прежде, чем начинать свое собственное дело, необходимо поработать «на дядю». «Непонимание основных организационных вопросов может загубить талант дизайнера. Перед тем как начать творить самому, очень полезно попасть внутрь "машины", чтобы узнать, как она устроена». Дизайн одежды — это не только творческая составляющая. Помимо этого нужно знать, как грамотно составить ассортиментную матрицу, как находить баланс между дизайном и себестоимостью продукта, как соблюдать сроки производства и т. д. Устроиться на работу в российский бренд, скорее всего, не составит большого труда, если вы обладаете хотя бы минимальным количеством нужных знакомых. Конечно, большинство русских марок не имеет таких оборотов, как, скажем, бренды, входящие в состав концернов Kering или LVMH, но зато вы будете расти и развиваться вместе с ними. «Мы как раз сейчас находимся в поиске подходящих кандидатов, — говорит Денис Ерхов, директор по развитию бренда ZDDZ. — Главное — это понимание целостности процесса. Одно дело — придумать идею, и совсем другое — воплотить ее в жизнь: нарисовать, разработать конструкцию, учесть специфику производства. Для этого вовсе не обязательно оканчивать Сент-Мартинс или Парсонс, но наличие профильного образования все же приветствуется. Планируется, что на каждую категорию в будущем будет отдельный человек — одежда, обувь, аксессуары, трикотаж». Можно пойти по другому пути — устроиться интерном в большой модный дом, работать там бесплатно и надеяться, что в итоге именно вас возьмут в штат. В этом случае настройтесь на длительное ожидание (особенно в Европе, там карьерный рост — дело вообще небыстрое) и будьте готовы к серьезной конкуренции со стороны ваших западных коллег по цеху, которые будут иметь некоторые преимущества перед вами: как минимум свободное владение языком и отсутствие необходимости оформлять рабочую визу. Как попасть на стажировку в западную компанию Главное — запастись терпением и не бояться. Начните с самого простого. Если у вас нет «своего человека» в бренде, который расскажет, как правильно составить резюме, кому его отправить и что потом надеть на собеседование, воспользуйтесь официальными сайтами компаний. Например, на сайтах Dior, Chanel, Balenciaga в разделе «Карьера» можно часто найти вполне релевантные вакансии и отправить на указанные адреса свое резюме. Есть все шансы получить ответ. Во время стажировки или работы в крупном доме моды вы не только поймете, как все устроено изнутри, но и, скорее всего, окончательно определитесь: работать на бренд и быть частью большой корпорации или все же быть независимым и запустить собственную марку. ШАГ ТРЕТИЙ ТЩАТЕЛЬНО ПОДГОТОВИТЬСЯ Перед тем как громко заявить о себе модной общественности, необходимо проделать большую подготовительную работу. Не стоит пытаться сделать все сразу: коллекцию, показ, лукбук, начать продаваться во всех магазинах мира. Начинайте с малого, а лучше — с одной категории Есть масса успешных примеров молодых марок, которые делают только тот или иной предмет гардероба: Self-Portrait выпускает по большей части кружевные коктейльные платья, Olivia von Halle — пижамы, Joshua Sanders — кеды и слипоны, Vita Kin — вышиванки. На первых порах при отсутствии больших оборотов такой подход позволяет обеспечить лучшее качество и своевременные сроки производства. В конце концов, и Шанель начинала с головных уборов. Кто ваш клиент и что уникального вы можете предложить рынку? Прежде чем начать, постарайтесь ответить на этот вопрос наиболее развернуто: как выглядит ваш клиент, где работает, какой у него распорядок дня, куда он ездит в отпуск, что ест на завтрак. Точное попадание в свою целевую аудиторию — одна из главных составляющих успеха. Как минимум это поможет определить траекторию движения. Уделяйте максимум внимания качеству и производству Часто случается, что дизайнер, очень гордый тем, что свою новую коллекцию он сшил из суперэксклюзивной ткани, которую ему по знакомству достали в Париже, забывает должным образом проработать конструкцию изделий, и как результат красота материала меркнет в силуэте безобразно сидящего балахона, уродующего фигуру. Бывает и наоборот: вы пытаетесь сократить себестоимость изделия за счет материала, и в итоге вещь превращается в половую тряпку быстрее, чем заканчивается сезон. Не жалейте времени и сил на поиск хорошего производства и хорошей ткани. Проблемы, с которыми придется столкнуться Поставщик может задержать поставку или прислать не ту ткань; фабрика ставит молодых дизайнеров в самый конец, отдавая приоритет большим брендам. Все стараются заработать на новичках как можно больше, найти хороших партнеров очень тяжело. Ну и команда — заведовать производством непросто физически и морально, а процесс поиска достойных профессионалов может затянуться. Соотношение «цена-качество» — важный пункт в вашей подготовительной работе Именно несоблюдение этого баланса зачастую губит многие начинающие бренды и не дает им развиваться. Проблема в том, что фабрикам, как правило, невыгодно работать с маленькими объемами, они не могут предложить новичкам выгодные условия сотрудничества. И опять же понимание своей целевой аудитории поможет определиться с тем, из какого материала, в какой стилистике и где шить свою коллекцию. Одно дело — если вы целитесь в миллениалов (самая активная часть покупательской аудитории сегодня) и хотите делать модный масс-маркет, совсем другое — если планируете шить вечерние платья на заказ для арабских принцесс. Ассортимент Он обязательно должен быть сбалансированным. Если речь идет о бренде одной категории, убедитесь в том, что вы можете предложить своему клиенту широкий выбор цветов, принтов и материалов (иначе он просто к вам больше не вернется). Работаете с полноценной ассортиментной матрицей? Желательно, чтобы одна модель имела различные опции цвета и материала. Также из вещей вашей коллекции должен собираться тотал-лук. То есть, если вы делаете упор на юбки, не забудьте, что к ним нужны топы, блузки, трикотаж и жакеты. Обратите внимание на то, как работают с ассортиментом крупные марки (Givenchy, Balenciaga, Valentino): какой бы ни была тема коллекции, помимо сложных и знаковых вещей, дизайнер старается проработать ее также в очевидных коммерческих бестселлерах — свитшотах, футболках, кроссовках, рюкзаках. Памятка Помните о том, что сегодня люди заинтересованы не столько в самой одежде, сколько в эмоциях и впечатлениях, поэтому позиционирование бренда важно продумать с самого начала. Для успеха марки очень важна красивая история или большое известное имя, иначе это будут просто вещи, которые можно купить в любом масс-маркете. Поэтому следующее, что вам нужно сделать после того, как вы сшили качественную полноценную коллекцию, — это придумать идею и грамотно ее оформить. Для этого вам понадобятся несколько компонентов: • История Необходимо сформулировать легенду своего бренда. Вот три примера для вдохновения: Гоша Рубчинский. Несет постсоветскую эстетику спальных районов в массы, играя на ностальгических чувствах. Помимо этого собирает вокруг себя действительно интересную творческую тусовку. Сначала вместе со своим другом-скейтером делает кроссовки под маркой «Рассвет», затем обувает в них Ренату Литвинову. A.W.A.K.E. Дизайнер марки Наталья Алавердян много лет проработала фэшн-директором в русском Harper’s Bazaar и приобрела авторитет в модных кругах. Помимо этого она еще и сама делает съемки своих коллекций. Мастер на все руки: дизайнер, стилист и фотограф в одном лице. Walk of Shame. Андрей Артемов все свои коллекции строит вокруг его любимого образа девушки, возвращающейся домой после шумной вечеринки. Она всегда выглядит немного по-парижски растрепанно, но при этом очень привлекательно. • Актуальность Очень важно идти в ногу со временем, чувствовать тренды и настроения. То, что делает Демна Гвасалия (играет на усталости общества от роскоши и гламура), — очевидный, но самый яркий пример. Удачный подход у марки Self-Portrait. Дизайнер Хан Чонг быстро понял, что женщины теперь хотят радовать себя модными обновками чаще, но они больше не готовы тратить на это целое состояние. • Хороший информационный повод Возможно, вы знаете, что недавно подружка «танцующего миллионера» Джанлуки Вакки запустила свою линию одежды Wandering. После этой новости менеджеров ее миланского шоу-рума завалили письмами с запросами о сотрудничестве и оборвали телефон. • Лукбук Должен быть атмосферным, но при этом понятным. Помните о деталях: стайлинг, совпадающий с образом мыслей вашей целевой аудитории, макияж, прически, правильный свет (чтобы можно было разглядеть вещи, понять, как они сидят и из чего сделаны). Прекрасно, если лукбук вам снимал кто-то из известных фотографов, но молодые таланты тоже подойдут. • Аккаунт в Instagram — ваше лицо Возможно, сегодня это даже важнее, чем все остальное. Самый оперативный проводник информации во внешний мир поможет быстро заявить о себе. Но попытка продавать свои коллекции через Instagram сразу убьет все ваши усилия по созданию правильного имиджа. А вот красивые атмосферные фото того, как создается коллекция, чем живет и вдохновляется дизайнер, стритстайл с вашими вещами — то что нужно. • Точки продаж Не распыляйтесь. Берите не количеством, а качеством. Для начала подойдут один-два мультибренда. Найдите тот магазин, чья селекция считается лучшей среди вашей целевой аудитории и чья команда готова поддерживать и уделять должное внимание начинающим дизайнерам. Но будьте готовы к тому, что поначалу никто не захочет брать на себя риски и покупать кота в мешке (в данном случае в роли кота — ваш товар), поэтому в 99 случаях из 100 ретейлеры не захотят брать ваш товар на реализацию. ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ: Нужен ли показ во время Недели моды? Это вовсе не обязательно. На первых порах можно вполне обойтись красивым лукбуком. Лучше вложить эти бюджеты в хорошее производство и талантливого конструктора. Заметим, что многие русские дизайнеры сегодня обходятся лукбуком и камерной презентацией (Вика Газинская, Nina Donis). Те, кто решился организовать показ, делают это самостоятельно, не в рамках Российских недель моды (Walk of Shame, Alexander Terekhov). Помимо того, что организация самого показа обойдется вам в немаленькую сумму, будьте также готовы к тому, что устроители Недели моды попросят вас заплатить за участие. Что нужно байерам и как найти правильного агента? Байеры берут информацию отовсюду: из Instagram, обновлений Vogue Runway, через сарафанное радио, на крупных выставках. Но один из самых достоверных источников для них — шоу-рум с хорошей репутацией, который предложит не только интересный рынку продукт с грамотной концепцией, но и возьмет на себя гарантии по своевременным срокам поставки и соответствующему качеству. После того как вы наладили все «внутренние» процессы в своем бренде, важно найти хорошего партнера. Одни из самых крупных и авторитетных сегодня — Riccardo Grassi (курирует N°21), Place Rouge (он открыл русскому рынку Self-Portrait), Tomorrow (среди его бестселлеров — корейцы Suecomma Bonnie и надежда американской моды Дерек Лэм), Studio Zeta (радует хорошей подборкой новых малоизвестных брендов, за это его и любят байеры миланского Excelsior и американского гиганта Saks Fifth Avenue). Попасть в руки к хорошему агенту не так-то просто. «Коллекция должна быть уникальной и отличаться от тех, которые уже представлены в нашем шоу-руме, соответствовать духу современности и удовлетворять потребности рынка, одним словом, иметь коммерческий потенциал. Но это далеко не все. Мы требуем от дизайнеров максимальной ответственности и организованности при соблюдении дедлайнов на производстве, а также при контроле качества продукции. Начиная представлять новое имя, ты должен быть уверен в том, что твои клиенты (байеры) останутся довольны. А довольны они тогда, когда марка показывает хороший уровень продаж в конце сезона», — рассказывает Одри Мэйнс, директор лондонского шоу-рума Place Rouge. О Riccardo Grassi ходят слухи, что там молодых дизайнеров заставляют максимально понижать цены на изделия, чтобы выйти с коммерчески выгодным предложением на рынок (а это, как мы знаем, при начальных оборотах производства иногда происходит себе в ущерб). Преимущества хорошего агента: • Помогает определить стратегию развития на том или ином рынке. Дает контакты лучших ретейлеров на территории. • Берет на себя решение организационных вопросов, связанных со своевременным подтверждением заказа, оплатами и т. д. • Делится комментариями клиентов, что помогает корректировать ассортимент, сроки, качество. • Следит за грамотным позиционированием бренда на рынке (мерчандайзинг, ценообразование и т. д.). • Способствует продвижению бренда (предоставляет ретейлеру всю необходимую информацию о бренде, проводит тренинги для персонала и т. д.). Может быть, лучше арендовать стенд на выставках Premiere Classe или Tranoï? Плюсы: Большой трафик. Минусы: Есть риск затеряться среди других участников. Да и на выставках обычно творится такой сумасшедший дом, что байеры убегают оттуда, не успев посетить и половины стендов. ЛЮБОВЬ И МОДА. ПОКРОВИТЕЛИ Немного лирики напоследок. В творчестве и работе всегда важна помощь и поддержка. Кто знает, что получилось бы у Ива Сен-Лорана без Пьера Берже, у Рей Кавакубо без Эндриана Йоффе или у Миуччи Прады без Патрицио Бертелли. ____________________________________________________________________ Елена Пятибратова

Как стать дизайнером одежды и аксессуаров
© Коммерсантъ Lifestyle