Гид по стилю: Джеки Кеннеди. Восхищаться, но не пытаться повторить
На календаре мужской день, а в кинотеатрах очереди на самую долгожданную премьеру сезона из категории "великие женщины прошлого" - биографическую драму чилийца Пабло Ларраина "Джеки". В ленте автор воспроизводит один из самых трагических моментов в американской истории — убийство президента Кеннеди в Далласе - и показывает это событие глазами самой Жаклин. Это рассказ о нескольких самых тяжелых днях из жизни Джеки - до и после убийства президента Джона Кеннеди. Не первый и не последний рассказ. О любимой первой леди США, самой популярной женщине своего времени и иконе стиля вообще написано и снято с избытком. Но очередную новинку смотреть обязательно - эти четыре дня дают представление о ее отношениях с модой куда больше, чем многолетние архивы безупречных кадров. Напомним, что до брака с Кеннеди Жаклин училась в университете Сорбонна, глотала французскую литературу, изучала историю искусства и обожала Chanel, Dior и Balenciaga. Она жаловала исключительно европейских дизайнеров, но брак с Джоном Кеннеди потребовал от нее уступок. Глава клана Кеннеди, Джозеф, твердо вознамерился сделать из своего сына президента США и предвидел, что американская публика не одобрит, если первая леди страны будет одеваться у иностранных дизайнеров, или, языком того времени, кутюрье. Во время предвыборной кампании Джеки писала тогда еще редактору Harper’s Bazaar Диане Вриланд с просьбой порекомендовать ей талантливых американцев: "Все жалуются на мои парижские наряды, в то время как миссис Никсон строчит свои на машинке". Джон сосватал Джеки лучшего, с его точки зрения, дизайнера — Олега Кассини, голливудского художника по костюмам, который одевал Веронику Лэйк, Мэрилин Монро и Аву Гарднер. Впрочем, на Жаклин этот послужной список не произвел впечатления. Его эскизы она нарекла "цыганщиной". Но настойчивый Джон добился того, что в 1961 году Олег Кассини все-таки стал официальным дизайнером Джеки, получив титул «секретаря по стилю». Тогда Джеки молвила Кассини: хочу быть как принцесса де Рети, но моложе. Супруга короля Бельгии Леопольда III не купалась в народной любви, как и сам король. Когда в Бельгии начались массовые беспорядки, ему пришлось отречься от трона. Зато в гардеробе его супруги Лилиан - сплошь из Christian Dior, Yves Saint Laurent, Jacques Fath, Givenchy и Balenciaga - все было в полном порядке. Он занимал 20 шкафов и насчитывал более 200 пар обуви, 100 шляп и 400 пар перчаток. Джеки словно взялась побить этот рекорд. За первый год президентства мужа она потратила на одежду на 45 тысяч долларов больше его официальной зарплаты. Уважая святую веру Жаклин в ее на самом деле мнимое аристократическое происхождение, но настаивая на сходстве своей клиентки с египетскими принцессами, Олег Кассини принял правила игры первой леди в "казаться, а не быть" вместе со страницами из европейских журналов и просьбами копировать оттуда понравившиеся наряды. Так Джеки стала иконой стиля. За годы, что она провела в Белом доме, вещи в стиле Жаклин стали хитом продаж — даже за железным занавесом в СССР журналы печатали выкройки, повторяющие ее вещи. В новом фильме есть момент, когда героиня Натали Портман входит в магазин, а все манекены там — ее копии. Спасибо Кассини. За три года он создал более 300 нарядов, которые и сформировали тот самый «стиль Джеки Кеннеди». За этот стиль ее и боготворил весь мир. Безупречный. Идеальный. До скрежета зубов. Вынужденно пойдя на фейк, она временами путала следы оригиналами с Холстона или Живанши, а в роковой день убийства Джона Кеннеди на ней был розовый костюм Chanel. Хотя есть версия, что он от нью-йоркского ателье Шез Нинон. Так или иначе, запачканный кровью, она не снимала его несколько дней, сказав: «Я хочу, чтобы все видели, что они сделали с Джоном». Воплощение американской мечты, хозяйка Белого дома Джеки носила пастельные костюмы, платья-футляры без рукавов с бантом на талии и обязательными белыми перчатками плюс идеальную укладку. Но на самом деле всеми этими фокусами она просто скрывала недостатки внешности и подчеркивала достоинства. Гигантские черные очки спрятали далеко посаженные глаза, длина мини отвлекла внимание от нулевого размера груди, а перчатки - от неизящных запястий, футляр без рукавов же подчеркнул спортивные руки и талию, а жемчуг как знак чистоты и атрибут буржуазии повысил градус класса. В вопросе обуви она предпочитала классику, а в одежде - силуэт «линии А» и платья без бретелей с завышенной ампирной талией. Ее шляпка-таблетка, созданная американцем Холстоном в 1961-м, даже стала самым модным головным убором года, хотя изначально была простейшим компромиссом: шляпы Джеки не любила, но эта подходила к ее крупной голове и пышным волосам. Безупречный вкус стал бы для нее и панцирем, и манифестом, и главным оружием против соперницы Мэрилин в схватке "икона стиля - секс-бомба". Она держалась за него, как Бри Ван де Камп, но надолго ли ее хватило бы? Джеки всегда смеялась над своими снимками на первых полосах газет, как дитя, одурачившее всех: "Им так нравится видеть меня такой, хотя в действительности у меня нет ничего общего с этой женщиной с обложки". В бытность первой леди Хиллари Клинтон как-то сказала: "Это не работа. Это роль". И эта роль символа безупречности Джеки удавалась. Но надолго ли ее хватило бы? Попробуйте побыть, точнее, казаться, идеальной 24 часа в сутки. Об этом как раз фильм "Джеки". Он дает понять, что Жаклин так и полюбила одежду Кассини или просто так не вжилась в роль иконы стиля. Платье для похорон было заказано у Живанши, полный траурный гардероб для года скорби сделал Валентино. Жаклин блестяще отыграла последний акт пьесы под названием "Первая леди", дав публике образцово-показательные похороны, а после наконец-то переоделась. Словно устав от необходимости постоянно играть роль соответствия социальным нормам, Джеки наконец смирится с тем, что предпочитает обычные джинсы и черные водолазки. Вот почему ключевой в новом фильме становится сцена, где художница по костюмам не опирается на архивные кадры: в ней Джеки сидит на кровати в спальне, перебирает платья и никак не может остановиться на каком-нибудь. Потеряв мужа и титул первой леди, она потеряла себя, зато наконец-то освободилась от бремени титула иконы стиля.