Маша Трауб о месте гаджетов в отношениях детей и родителей Кто изменился -- мы или дети, и кому нужнее гаджеты У моего пасынка, которому сейчас уже 30, свой собственный компьютер появился в 12 лет. У моего сына, которому 16,-- в 9, дочка, которой 7 лет, вовсю пользуется WhatsApp и уверена в том, что, если мама с папой не найдут ответа на задание по предмету "окружайка", он же "окружающий мир", его найдет Google. Я вожу дочку на тренировки. В раздевалке всегда наблюдаю одну и ту же картину. Мальчик или девочка, лет четырех, сидят на лавочке с планшетом или телефоном. Бабушка или мама в это время одевают ребенка. -- Подними ногу, вторую. Руки. Ребенок выставляет ногу, позволяя натянуть на себя колготки. Потом точно так же -- руку. Не отрываясь от планшета. Это считается нормальным. Я знаю, что так быстрее и удобнее -- маме или бабушке. А если позволить ребенку одеваться самому, то процесс растянется на полчаса. Иногда на помощь приходит тренер, который заходит в раздевалку отдать забытую кофту. -- Так, быстро встал, оделся сам, иначе в старшую группу не переведу! -- объявляет тренер. и ребенок тут же отлипает от планшета и начинает старательно натягивать на себя свитер. Однажды в самолете я видела, как мама решила показать ребенку облака в иллюминаторе. Ребенок тыкал пальцем в окошко, пытаясь "раздвинуть" или "приблизить" облако. Потом раздраженно водил пальцем, желая увидеть следующую страницу -- новую картинку. От одной мамы я слышала, что ее дочь пыталась "убрать" пальцем рисунок на платье, чтобы получился новый наряд. Уже в первом классе дети понимают -- родители ничего не знают. Значит, надо спросить у Google. Во втором классе помимо учебников на столе ребенка появляется ноутбук. Набираешь: "сообщение о профессии пожарных 2-й класс" и списываешь. Или у нас из последнего: "перечислите сходства и различия бледной поганки и шампиньона". Правда, у нас консервативная учительница. Она не просит делать презентации в пауэрпойнт. А в "вэ" классе учительница молодая, из поколения гаджетов, и родители дружно осваивают программу. Мамы уже во втором классе обсуждают -- надо ли следить за детьми по GPS, ставить ли старшим детям глушилки на сайты для взрослых. Они дружно регистрируются в соцсетях под вымышленными именами, чтобы следить за жизнью своих детей. Понятие личного пространства стерто. Моральные запреты -- не читать чужих писем, не лезть в чужую сумку, не подсматривать, не подслушивать -- уже ушли в прошлое. Мамы говорят, что они беспокоятся за безопасность своих детей. Время другое, все другое. Клиповое сознание, кратковременная память. Наша учительница, которая преподает уже лет 40, успокаивает мам -- не дети другие, вы другие. До 10 лет дети вообще не способны что-то держать в голове долго, если это с ними не повторять. Они могут прекрасно написать сложный словарный диктант, а через две недели в точно таком же диктанте наделать ошибок. Сегодня они помнят, что прилагательные изменяются по числам и родам, а завтра нет. Это нормально. Нам задают читать и пересказывать. Вот что дети разучились делать, так это пересказывать. Раньше все пересказывали фильмы -- один сходил, посмотрел и стал рассказывать остальным. Желательно в красках. Не просто: "а он, а она, и это, короче..." А чтобы все восхитились и начали завидовать. Иногда и присочиняли, чего не было. Пересказывали книги. Я помню, как мы собирались перед классом и слушали пересказы по литературе -- у моей подружки была шикарная родительская библиотека, в местной, детской, этой книжки не было. И мы слушали, затаив дыхание. Подружка пересказывала с деталями, с подробностями. И считалась "звездой" класса. Сейчас за детей пересказывает "Википедия". Мой сын рассказал, как они делают сообщения по "Преступлению и наказанию": быстро набирают запрос и читают ответ чуть ли не с телефона. Учительницу это устраивает. Почему тогда они должны искать что-то другое? А выдумывание страшных историй в темноте? Когда-то ведь фильмы ужасов заменяли такие "собрания" детей в темной комнате, где надо было удивить собрата -- рассказать страшную историю, да такую, чтобы можно было прямо здесь испугаться собственной тени или случайного прикосновения. Мой пасынок почти перестал учиться, когда у него появился компьютер. И дело даже не в интернете -- тогда он только-только начинался. Экран притягивал к себе, как черная дыра, и там были игры. И еще он перестал рисовать -- тогда компьютер не был подспорьем для развития творческих способностей. Мой сын говорит, что, наоборот, начал учиться, когда у него появился компьютер, потому что там можно было найти все по физике и математике. Я стучусь к нему в комнату, деликатно заглядываю и подхожу медленно -- за это время он успевает закрыть все окна в компьютере. Там ничего ужасного -- футбольный матч (судя по звукам), кино, лекции по физике. Но он все равно все закрывает, хотя прекрасно знает -- я не представлюсь Дашей и не попрошусь к нему в друзья "В контакте". Не буду с ним переписываться от лица этой Даши, спрашивая, как он относится к родителям. Три из четырех нынешних мамочек именно так и поступают. Моя дочь, которая принадлежит к поколению, которое, кажется, родилось с телефоном в руке, получила его только во втором классе. И то лишь потому, что до этого мне время от времени звонили или учительница, или завуч. И у меня каждый раз останавливалось сердце. Оказывалось, что или отменили пятый урок, или еще какая-нибудь ерунда. Но представляете мой ужас -- звонок от учительницы или завуча: вдруг что-то с ребенком. Теперь дочь звонит сама, если их класс отпускают пораньше. Сердце, правда, все равно останавливается. Мне кажется, дело не в том, что сейчас другое поколение и другие дети. Если бы мне в 80-е дали то, во что можно тыкать пальцем, я бы тоже тыкала. Если бы моему мужу в 70-е дали в руки планшет, он бы тоже выставлял ногу, чтобы его одела бабушка. Дети не изменились. Это мы изменились. Мы закачиваем мультики и игры, чтобы ребенок спокойно сидел в самолете (в ресторане, в гостях). Мы разрешаем им нацепить на себя наушники и ничего и никого не слышать вокруг себя. Мы живем своей жизнью, а они своей. У нас -- Facebook, у них -- "В контакте". Иногда я прошу сына побыть с младшей сестрой. Они не сидят по углам, они вместе, рядом -- играют в "виселицу" или дочка рисует, а сын рядом чертит за нее треугольник в домашнем задании. Если я предлагаю им сыграть в "морской бой" -- они радостно соглашаются. Иногда он играет что-то на гитаре, она слушает и пытается ему мешать. Но гитара -- предмет из материального мира. На 16-летие сын попросил звуковую колонку. Она только что сама не поет и пляшет, меняет цвет. Мы всей семьей слушали хорошую музыку, которую он заводил через блютус со своего телефона. Если им предложить выбор -- мама с папой или гаджет, они выберут родителей. А мы, родители, уже выбираем гаджет. Но иногда спрашиваем у ребенка -- какой. И потом собираемся вокруг этой колонки, как наши дедушки и бабушки собирались вокруг такого чуда, как радиоприемник или телевизор КВН. Маша Трауб