Гид по стилю: Джеки Кеннеди, или Игра в безупречность
На календаре мужской день, а в кинотеатрах очереди на самую долгожданную премьеру сезона из категории "великие женщины прошлого" - биографическую драму чилийца Пабло Ларраина "Джеки". В ленте автор воспроизводит один из самых трагических моментов в американской истории — убийство президента Кеннеди в Далласе - и показывает это событие глазами самой Жаклин. Это рассказ о нескольких самых тяжелых днях из жизни Джеки - до и после убийства президента Джона Кеннеди. Не первый и не последний рассказ. О любимой первой леди США, самой популярной женщине своего времени и иконе стиля вообще написано и снято с избытком. Но очередную новинку смотреть обязательно - эти четыре дня дают представление о ее отношениях с модой куда более глубокое, чем многолетние фото- и видеоархивы. Напомним, что до брака с Кеннеди Жаклин училась в университете Сорбонна, глотала французскую литературу, изучала историю искусства и обожала Chanel, Dior и Balenciaga. Папин шик плюс мамины ежовые рукавицы - и у Жаклин сформировался вкус к строгим, но при этом роскошным вещам. Она жаловала исключительно европейских дизайнеров, но брак с Джоном Кеннеди потребовал от нее уступок. Так как глава клана Кеннеди, Джозеф, твердо вознамерился сделать из своего сына президента США, он предвидел, что американская публика не одобрит, если первая леди страны будет одеваться у иностранных дизайнеров, или, языком того времени, кутюрье. Во время предвыборной кампании Джеки писала тогда еще редактору Harper’s Bazaar Диане Вриланд с просьбой порекомендовать ей талантливых американцев: "Все жалуются на мои парижские наряды, в то время как миссис Никсон строчит свои на машинке". Супруг Джон сосватал Джеки Олега Кассини, голливудского художника по костюмам, который одевал Веронику Лэйк, Мэрилин Монро и Аву Гарднер. Впрочем, на Жаклин этот послужной список не произвел впечатления. Его эскизы она нарекла "цыганщиной". Но в 1961 году Кассини все-таки стал официальным дизайнером Джеки, получив титул «секретаря по стилю». Тогда Джеки заявила Кассини: хочу, мол, быть как принцесса де Рети, но моложе. Супруга короля Бельгии Леопольда III - Лилиан - не купалась в народной любви, зато у нее был великолепный гардероб - сплошь из Christian Dior, Yves Saint Laurent, Givenchy и Balenciaga. Он занимал 20 шкафов и насчитывал более 200 пар обуви, 100 шляп и 4 сотни пар перчаток. Джеки словно взялась побить этот рекорд. За первый год президентства мужа она потратила на одежду на 45 тысяч долларов больше его официальной зарплаты. Уважая святую веру Жаклин в ее на самом деле мнимое аристократическое происхождение, но настаивая на сходстве своей клиентки с египетскими принцессами, Олег Кассини принял ее миф о Камелоте и правила игры первой леди в "казаться, а не быть" - как безупречно счастливой, так и безупречно красивой. Принял вместе со страницами из европейских журналов и просьбами копировать оттуда для нее понравившиеся модели. В то время как в американской моде еще царили пестрые 50-е, в гардеробе Джеки уже обосновался минимализм 60-х. Закономерный диагноз: икона стиля. За годы, что она провела в Белом доме, вещи в стиле Жаклин стали хитом продаж — даже за железным занавесом в СССР журналы печатали выкройки, повторяющие ее вещи. В новом фильме есть момент, когда героиня Натали Портман проезжает мимо витрины магазина, а все манекены там — ее копии. Спасибо Кассини. За три года он создал более 300 нарядов, которые и сформировали тот самый «стиль Джеки Кеннеди». За этот образ ее и боготворил весь мир. Безупречный. Идеальный. До скрежета зубов. Вынужденно пойдя на фейк, она временами путала следы оригиналами Холстона или Живанши, а в роковой день убийства Джона Кеннеди на ней был розовый костюм Chanel. Хотя есть версия, что он - копия Chanel от нью-йоркского ателье Шез Нинон. Воплощение американской мечты, хозяйка Белого дома Джеки носила пастельные костюмы, платья-футляры без рукавов с бантом на талии и обязательными белыми перчатками плюс идеальную укладку. Но на самом деле всеми этими фокусами она просто скрывала недостатки внешности и подчеркивала достоинства. Гигантские черные очки спрятали далеко посаженные глаза, длина мини отвлекла внимание от нулевого размера груди, а перчатки - от неизящных запястий. Футляр без рукавов же подчеркнул спортивные руки и талию, а жемчуг как знак чистоты и атрибут буржуазии повысил градус класса. В вопросе обуви она предпочитала классику, а в одежде - силуэт «линии А» и платья без бретелей с завышенной ампирной талией. Ее шляпка-таблетка, созданная Холстоном в 1961-м, даже стала самым модным головным убором года, хотя изначально была обычным компромиссом: шляпы Джеки не любила, но эта подходила к ее крупной голове и пышным волосам. Безупречный вкус стал для нее и панцирем, и манифестом, и главным оружием против соперницы Мэрилин в схватке "икона стиля - секс-бомба". Она держалась за него, как Бри Ван де Камп. Хотя сама всегда смеялась над своими снимками на первых полосах газет, как дитя, одурачившее всех: "Им нравится видеть меня такой, хотя в действительности у меня нет ничего общего с этой женщиной с обложки". В бытность свою первой леди Хиллари Клинтон как-то сказала: "Это не работа. Это роль". И эта роль символа безупречности Джеки удавалась. Но надолго ли ее хватило бы? Попробуйте побыть, точнее, казаться, идеальной 24 часа в сутки. Об этом как раз фильм "Джеки". Он дает понять, что Жаклин так и не полюбила одежду Кассини или просто так и не вжилась в роль иконы стиля. Платье для похорон было заказано у Живанши, полный траурный гардероб для года скорби сделал Валентино. Жаклин блестяще отыграла последний акт пьесы под названием "Первая леди", дав публике образцово-показательные похороны супруга, а после наконец-то переоделась. Словно устав от необходимости постоянно играть роль в соответствии с социальным запросом, Джеки смирилась с тем, что на самом деле предпочитает обычные джинсы и черные водолазки. Вот почему ключевым в новом фильме становится эпизод, где главная героиня после смерти мужа никак не может выбрать себе платье. Потеряв роль первой леди, которую на умела играть лучше всех, она как будто потеряла и себя, признав: "Я теперь никто", зато наконец-то освободилась от бремени выжимавшего из нее все душевные силы титула Миссис Безупречность.