Алена Долецкая: модные платья счастья не обеспечивают

Алена Долецкая, журналист, переводчик и член жури премии "Большая книга" решила научить москвичей писать. Для этого она 31 марта запускает курс по глянцевой журналистике. Мы поговорили с главным идеологом российского глянца о мифах, которыми окружена работа в модном журнале: правда ли, что всем сотрудникам наряды от кутюр достаются бесплатно, и все ли начальницы похожи на деспотичную Миранду Пристли – героиню фильма «Дьявол носит Прада»?Алена, в чем специфика самого авторитетного модного журнала в России? - Специфика самого авторитетного журнала моды в том, что он был и должен оставаться самым авторитетным. Это всегда: лучшие фотографы и стилисты, лучшие авторы и самый грамотный и творческий анализ моды, людей и событий с ним связанные. Когда я пришла в Vogue, то решила, что для менее важнее всего – редактора. И я приняла решение не брать их из уже существующего на тот момент в России глянца, а пойти другим путем. Так, например, я взяла на позицию редактора отдела культуры свою бывшую студентку – Ирочку Михайловскую, которая лучше всех делала переводы английской литературы - у нее был дар изумительно складывать слова. После Vogue, она стала главредом Elle, затем Forbes Women. Но этому ее надо было учить. Фотограф – это другая история. Когда русский Vogue вообще никто не знал, когда я звонила в американские агентства и говорила, что звоню из Москвы, они уточняли «Москва – Аризона или Москва-Питсбург?». Нас никто не знал, а мне хотелось лучших фотографов! А в то время выходил хороший шведский журнал, который мне очень нравился, там снимали замечательные фотографы, которые делали неожиданные, очень точные кадры, отвечающие стандарту нашего журнала на тот момент. Так что случайностей у меня не было, да и вообще в медийном мире случайности происходят очень редко. С какими сложностями вы столкнулись, когда возглавили никому не известный на тот момент журнал? - Должна признаться, сложностей не было вовсе! Найти достойную команду непросто, да, но какая радость и удовлетворение, когда ты попадаешь с человеком в десяточку. Да, иностранному офису было не всегда понятно, зачем делать съемки и интервью с великими русскими актрисами, которым за 60 - ну и что? Поговорили, объяснились, чуть подвинулись и дальше в бой. Да, в 1998 году фокус-группы на вопрос "Что такое Vogue?", отвечали "Знаю! Это сигареты!" И что? Через пять лет мечтали, чтобы хоть крошечной фотографией в светской хронике туда попасть. Самое не то, чтобы сложное, а скорее огорчительное это управленческие интриги. Вот от них и тошно и бывает сложно. С какими иллюзиями необходимо расстаться молодым людям, мечтающим найти себя в индустрии моды? - Главная иллюзия, как мне кажется, это то, что людям кажется, что все в это индустрии происходит быстро, весело и успешно. А это, по сути, такая же индустриальная машина, как и многие другие, только более эстетичная, красивая, эротичная и потому волшебная. Для выпускниц вузов работа в глянцевом модном журнале часто кажется работой мечты, но «бывалые» сотрудники жалуются на маленькие зарплаты и деспотичных начальников. К чему нужно быть готовым?- Идеальных руководителей и идеальных редакций модных журналов существует довольно мало, потому что в большой дорогой редакции достаточно много людей, из которых абсолютно точно кто-то кого-то не будет любить, да и начальник будет понимать не всегда. Да, всегда будут модные платья, и их будет много, но счастья они не обеспечивают. Шампанское тоже надо заслужить! Поэтому редакция модного журнала представляет собой радостный, работающий без остановок улей. Открою главный секрет: в эту профессию надо идти бесстрашно и с любовью к предмету, тогда размер зарплат и дурной характер шефа окажется не столь важным. Какие задания и навыки необходимы в первую очередь человеку, мечтающему сделать карьеру в области моды? - Во-первых, иметь талант и преданность профессии, во-вторых, прочитать много литературы по вопросу, к которой относятся как биографии, так и альбомы дизайнеров и не останавливаться на этом, в-третьих, усердие и желание, что называется. «учиться с руки». Ну и самое главное: любить всем сердцем дело, которым занимаешься! Какие позиции на ваш взгляд сейчас наиболее востребованы в российской индустрии моды? - Сегодня в российской моде востребованы все - от текстильных, высокопрофессиональных мануфактур до рукодельниц, закройщиц и пиар-агентов.Какие новые специальности появятся в индустрии моды в ближайшее время? - Главным образом, это буду люди умеющие, любящие и владеющие высокими технологиями и работой в сети всех видов. Как попадают в индустрию моды? Обязательно ли многоступенчатое длительное обучение или для взлёта достаточно горящих глаз? В моду попадают всеми мыслимыми и немыслимыми способами, и так должно быть. Один из моих экс-директоров в Vogue служила по банковскому делу чуть ли не до 30 лет. Итальянка - может, у них это в крови? Журналист должен все таки иметь журналистское-филологическое-историческое образование, у стилистов карьерная чехарда, у дизайнеров все же чаще профильное образование помогает. Горящие глаза, хорошие знакомства никому не мешали до сих пор. Большая ли сейчас конкуренция на рынке моды? - Конкуренция на рынке моды всегда немалая, а сейчас с развитием новых коммуникационных технологий и бесконечно возникающих дизайнеров, команд, брендов и региональных рынков моды - тем более: уличная мода, интернет продажи никому не известных имен остановить сложно, да и нужно ли? С кризисом картина и вовсе размывается: да, продажи даже крупных домов моды падают, но компенсируются их вариативным бизнесом и финансовая подушка позволяет модным домам жить. Каким начальником были вы -деспотичным или либеральным? - Я была и есть мудрый деспот. Приветствовала драйв, преданность профессии и журналу, ответственность, готовность терпеть критику и расти дальше. Увольняла за лень, профессиональную небрежность и неумение себя вести в команде. Похоже, метод оказался неплох - со мной выросло достойное поколение главных редакторов, всех видов директоров, отменных пиарщиков и просто очень хороших людей.Так например, у меня был замечательный ассистент – Наталья Октябрьская, которая пришла ко мне с канала «Культура» на позицию личного ассистента. Была она, что называется, «оверквалифайд» – то есть человек, который слишком компетентен для этой позиции, о чем я ей сразу сказала, пояснив, что это представляет для нас определенные трудности, но работать вместе будет интересно. В результате плотной яркой работы, в которой я увидела, что у Наташи удивительное литературное чутье. В итоге она выросла в выпускающего редактора журнала Vogue, а затем, до вице-президента одного из культурных фондов.

Алена Долецкая: модные платья счастья не обеспечивают
© Вечерняя Москва