Мода с раздумьями и без
Петербургский день Mercedes-Benz Fashion Week Russia По уже сложившейся в последние годы традиции Mercedes-Benz Fashion Week Russia завершается петербургским днем. Как правило, здесь показываются местные, питерские заслуженные дизайнеры и непременно один-два новичка. На сей раз все было несколько по-другому. Новичков было сразу десять. И все они были финалистами конкурса журнала Sobaka «Новые имена в дизайне». Два фигуранта питерского дня уже показывались в Москве. Это, во-первых, дебютантка недели Анастасия Докучаева, чья коллекция приятно удивила мастерской работой с тканями и странноватой подачей с претензией на очень модную и вызывающую, но именно по этой самой причине не совсем внятной. А во-вторых, любимец московской звездной тусовки Игорь Гуляев, ради показа коллекции которого сам Филипп Киркоров приезжает из Москвы. Из тех, кого не видела Москва, была дебютантка прошлого сезона Виктория Афанасьева с собственной маркой Vikki. В ее коллекциях приятно сочетаются традиционные формы и новые высокотехнологичные приемы и материалы. Например, некий многокомпонентный силикон, разрешенный даже в пищевой промышленности, или новый неопрен, намного мягче и пластичнее того, что мы привыкли ассоциировать с дайверскими костюмами. Из него были сшиты мягкие брюки, милые платьица и пальто. А гладким блестящим силиконом дизайнер запечатала аппликации и нанесла его на матовый шелк или даже мохнатый искусственный мех, что создало игру фактур, света и тени. В результате все это вместе напоминало детскую игру в секретики, когда цветочек кладут на листочек, сверху прикрывают стеклышком и прячут надолго в песок. Кроме всех этих технологических изысков Виктория Афанасьева всегда сама разрабатывает принты: в этой коллекции это были схематичные изображения летящей птицы, которые должны были особенно эффектно читаться на фоне всех оттенков закатного и предзакатного неба. Однако самыми красивыми оказались как раз самые традиционные вещи, например платье из тончайшего жатого шелка цвета серого дыма с розовым узором. Иногда самым талантливым дизайнерам стоит вспоминать заветы советских учителей и «не умничать», потому что дизайн, как ни странно, не терпит лишних раздумий — вероятно, потому, что они губят спонтанность. Зато Янис Чамалиди, дизайнер, давно и заслуженно любимый в Питере и, к сожалению, малоизвестный за его пределами, вот уже почти 20 лет делает коллекции, в которых мрачноватая готика идеально ложится на минимализм 90-х, а гранжевая небрежность странным образом сосуществует с почти голливудским гламуром. В этом сезоне он показал смешанную женскую/мужскую коллекцию с явными цитатами из живописного Возрождения. Бархатные береты, чепцы и маленькие шапочки наподобие фесок, черные топы из ажурных тканей или трикотажа, словно свалянного из путаных черных ниток, узкие вытянутые силуэты и высокие шнурованные ботинки из бархата. Разумеется, все это черное, серое, корично-коричневое с тревожными всполохами красного и золота. Конечно, все это сделано без единого намека на унисекс, но при этом все мужские вещи женщины, присутствующие на показе, уже захотели купить и носить. Ближе к концу были показаны невероятной красоты белый женский фрак, словно надетый задом наперед — сзади коротко, спереди одна асимметричная фалда, и многослойное платье из черного тюля поверх белого шелка, по которому змеятся черные ветки растений. А в финале — белоснежное платье с пелериной и шлейфом, почти буквальная цитата из великого Баленсиаги, столетие дома которого мировая модная общественность широко отмечает в этом году. Стоит отметить еще и выбор моделей как верный индикатор хорошего глаза дизайнера — девочки с небрежно распущенными волнистыми волосами, единственная модель с короткой стрижкой, зато с абсолютно седыми кудряшками, мальчики, словно сошедшие с ренессансных полотен. Все это казалось не просто эффектной, но еще и абсолютно носимой одеждой, и если честно, выглядело слишком серьезно и профессионально, чтобы по-прежнему оставаться таким локальным питерским явлением. Сказать по правде, оставшиеся «Новые имена в дизайне» по версии журнала Sobaka неловко как-то даже и комментировать. Это был шабаш художественной самодеятельности районного масштаба, участники которой насмотрелись кто Маккуина, кто Демны Гвасалии, равно не поняли ни того ни другого, но решили, что налепить золотых перьев будет не хуже Маккуина, а дать в руки моделям вместо сумок полиэтиленовые пакеты из супермаркета будет по-модному, как у Гвасалии. Создатели единственной коллекции (под маркой Umi), о которой можно говорить всерьез, в конце почему-то даже не вышли на поклон. Может быть, постеснялись оказаться в такой странной компании. Ольга Михайловская, Vogue