Возможен ли в школе праздник, который никого не обидит? Маша Трауб не уверена Как провести школьное мероприятие и никого не обидеть? Начиналось все, как всегда, невинно. В нашей младшей школе каждому классу дали задание -- провести мероприятие силами учащихся и родителей, посвященное добру, миру во всем мире, семье, семейным ценностям, толерантности, дружбе разных народов. Ну что-то вроде этого. Ничего нового -- такие мероприятия устраивались еще в мои школьные годы. Тогда это называлось "Пятнадцать сестричек -- пятнадцать сестер". Я, сколько себя помню, была узбечкой. Моей маме удалось достать отрез пестрого шелка, из которого сшили наряд -- шаровары и платье. Мама заплетала мне много косичек. Тюбетейку выдавала учительница -- из школьных запасов. Я танцевала псевдоузбекский танец и мечтала быть украинкой, потому что тогда бы мне выдали не тюбетейку, а красивый ободок в цветах и лентах. Когда мой сын учился в начальной школе, мы тоже устраивали такие праздники. Дети, у которых в роду были представители разных национальностей, танцевали, пели, приносили из дома предметы национального быта. Мамы готовили блюда национальной кухни. При этом никого не волновало подлинное, так сказать, происхождение. Считается, что у меня дед осетин, хотя это ничем, кроме устного семейного фольклора, не доказано, поэтому я пекла осетинские пироги. Еще одна мама -- настоящая осетинка Мадина -- отвечала за турецкую кухню. Пахлаву пекла русская мама Наташа, у которой муж армянин. А грузинка Ника, вышедшая замуж за русского, пекла такие пирожные "шу", что мамы немедленно слезали со всех своих японских диет. Кстати, японца у нас в классе точно не было, но суши на таких праздниках мы ели регулярно. Потому что у нас одна девочка занималась танцами и представляла японский танец с веером. И никогда, ни разу не возникло каких-то проблем. Дети дружно горланили песни, ели, танцевали. Девочки рассматривали наряды -- грузинское свадебное платье Ники и национальное платье Мадины, и все дружно мечтали выйти замуж в таких же. Мальчики рассматривали ножны, украшенные камнями, принесенные не помню чьим дедушкой. Мы искали по домашним закромам тарелки с национальными узорами, кукол в национальных костюмах, книги на языках, мультики, чтобы показать детям. Буквы грузинского алфавита я учила только потому, что Ника принесла грузинский букварь и моему сыну очень хотелось научиться их писать. Красиво же. И ничего не понятно. А как Гоги танцевал гопак! Нет, Гоги и лезгинку танцевал, но гопак у него просто отлично получался. А как дети хохотали, когда видели знакомые мультики на других языках. Один Винни-Пух чего стоил. Я не думала, что все настолько изменилось. Наши мамы даже вышли из WhatsApp и собрались ради такого случая на школьном дворе. Они были против. Против подобных праздников. Потому что не понятно -- можно про Украину или нет. Про Грузию вроде бы теперь можно, хотя раньше было нельзя. А про Белоруссию можно? Не понятно. -- Тем более это накануне Пасхи,-- зловещим шепотом объявила одна из мам. -- Это тут при чем? -- не поняла я. -- Как при чем? У нас в классе есть мусульмане! -- Все равно не поняла. Праздник ведь светский, а не религиозный. Тут я рассказала, как мы устраивали детям Пасху. Получается, что лет семь назад. Напекли куличей, накрасили яиц и дети у нас бились на яйцах -- у кого окажется самое крепкое яичко. Накупили зайцев шоколадных на всех. -- При чем здесь зайцы? -- серьезно переспросила мама. -- Ну пасхальный кролик, понимаете? -- Не понимаю. У русских нет кроликов! И вы бы лучше воздержались от подобных рассказов,-- посоветовала мне мама,-- а то вас могут неправильно понять. Учительнице тоже сообщили, что устраивать подобные мероприятия, так сказать, неполиткорректно. Мол, не надо выделять детей по национальностям. Не все готовы признаться. Учительница тоже удивилась и сказала: -- Но у нас хороший сценарий. Отработанный годами. Детям очень нравится. И музыка подобрана. Мамаши возразили, что тема нужна другая. Учительница сказала, чтобы предлагали, она не против. Теперь они обсуждают, что можно считать во всех смыслах нейтральной темой, например вселенную, звезды и заботу о родной планете. Но там есть момент с верующими -- они-то верят в божественное происхождение мира. Или лучше взять семейные ценности и каждый нарисует генеалогическое древо. Тоже есть проблема -- не все семьи полные, а некоторых бабушек, то есть свекровей, мамочкам даже упоминать в древе не хочется, чтобы настроение себе не портить. Сошлись вроде бы на "Доброте". Успокоились. Но тут одна бабушка спросила, можно ли рассказать про тимуровцев. Она в детстве как раз была тимуровкой. И может рассказать внучке, как это было, а внучка расскажет остальным детям. Доброту исключили немедленно -- опять политика. Гайдар. Не важно, что другой Гайдар. Фамилия-то одна, к тому же они все-таки родственники. Я вот думаю, когда мамочки до погоды договорятся. Самая невинная тема из всех возможных. Ну или еще -- природа родного края. Скучно, дети зевать будут, зато не придерешься.

Мамочкин консенсус
© Журнал "Огонек"