Искусству костюма нужен не гламур, а рабочие руки
Кафедра искусства костюма и моды в РГУ имени А. Н. Косыгина — главная кузница модных кадров в нашей стране. За восемь десятилетий своего существования она успела обзавестись собственной «аллеей звезд».Профессор Николай Лобанов помнит всех своих «звездных» выпускников. — У нас учились Вячеслав Зайцев, его сын Егор, Юлия Далакян, Виктория Андреянова, — перечисляет он. — Особенность университета в том, что наши выпускники разбираются не только в конструкции костюма, но и понимают философию формы, знают психологию и экономику. — А не кажется ли вам излишней эта основательность сегодня, когда на смену классике пришла «одноразовая» одежда из масс-маркета? — уточняю я у профессора. — Вспомните наших поп-звезд, запустивших собственные линии одежды, не имея вообще никакого образования! Но профессор со мной не согласен. — Я вообще не понимаю принципа «Я дизайнер, а еще немножечко пою», распространившегося в последнее время, — сокрушается он. — Сейчас, если есть деньги, легко взять пакет лекал с образцами тканей, таблицей размеров и внедрить его в производство. А ведь одежду, которую делают без понимания, нельзя назвать коллекцией, это всего лишь набор ассортимента! Мы же учим студентов высокому пониманию формы! Впрочем, будущие дизайнеры порой и сами сомневаются в том, нужно ли это высокое понимание формы, если Гоша Рубчинский, создающий треники и толстовки с надписями, сегодня гораздо успешнее, чем тот же Зайцев. — Проблема Зайцева в том, что он не новатор, — убеждена Наталья Жукова, студентка второго курса, увлеченно работающая в одной из университетских лабораторий. — У нас нет модельеров вроде Ямамото или Кардена. Впрочем, Наталья новаторством заниматься тоже не планирует — это требует больших финансовых вложений, а финансов у студентки сегодня едва хватает на ткань для занятий. Свой путь она видит в создании ателье, которое отшивало бы коммерчески успешные аналоги моделей, представленных на неделях высокой моды. — Еще несколько лет назад в России с модой все было плохо, — считает однокурсница Натальи Анна Романова. — Легкая промышленность не развивалась, поэтому людям было выгоднее покупать одежду за границей, чем у нас. Впрочем, студентки уверены, что им повезло: если их предшественники, не имея стартового капитала, были обречены после окончания вуза идти преподавать, то сегодня ситуация изменилась. Дизайном одежды наконец стало можно зарабатывать! Правда, причиной этого стало вовсе не развитие легкой промышленности, на которое уповают все представители российской модной индустрии, а скорее развитие соцсетей. — Сегодня для того, чтобы сделать имя, нужна всего лишь камера на айфоне, — поясняет Анна. С ней согласна и третьекурсница Варвара Шляпина. — Много студенток выкладывают свои работы в Инстаграм и начинают зарабатывать деньги еще за студенческой скамьей, — говорит она. Аккаунт в Инстаграме поможет сэкономить на аренде шоу-рума, а образование — на конструкторе одежды. — В нашем деле сегодня очень многое зависит от желания, — резюмирует Варвара. — Но это, наверное, везде так. Одно совершенно точно — того гламура, который рисуют себе в мечтах абитуриенты, в этой профессии нет. Студентки уверены, что он ушел вместе с нулевыми — эпохой легких денег и дорогих игрушек вроде салонов красоты или модных домов. — Гламур заканчивается тогда, когда начинает развиваться производство, требующее рабочих рук, — уверена Шляпина.— И для всех нас это скорее плюс, чем минус.