Алена Долецкая: Красивые платья счастья не обеспечивают

Алена Долецкая — идеолог российского глянца, она стояла у истоков главных российских журналов о моде. Мы поговорили с ней о мифах, которыми окружена работа в модном журнале: правда ли, что всем сотрудникам наряды от кутюр достаются бесплатно и все ли начальницы похожи на деспотичную Миранду Пристли — героиню фильма «Дьявол носит Prada».— Алена, как сделать модный журнал успешным? — Специфика в том, что он был и должен оставаться самым авторитетным. Это всегда лучшие фотографы и стилисты, лучшие авторы и самый грамотный анализ. Когда я пришла в Vogue, то решила, что для меня важнее всего редакторы. И я приняла решение не брать их из уже существующего на тот момент в России глянца, а пойти другим путем. Так, например, я взяла на позицию редактора отдела культуры свою бывшую студентку Ирочку Михайловскую, которая лучше всех делала переводы английской литературы: у нее был дар изумительно складывать слова. Фотограф — это другая история. Когда русский Vogue вообще никто не знал, я звонила в американские агентства и говорила, что звоню из Москвы, они уточняли «Москва (Аризона) или Москва (Питсбург)?», а мне хотелось лучших фотографов! А в то время выходил хороший шведский журнал, где снимали замечательные фотографы. Они делали неожиданные, очень точные кадры, отвечающие стандарту нашего журнала на тот момент. Так что случайностей у меня не было, да и вообще, в медийном мире случайности происходят очень редко. — С какими сложностями вы столкнулись, когда возглавили никому не известный на тот момент журнал? — Найти достойную команду непросто, но какие радость и удовлетворение, когда ты попадаешь с человеком в десяточку. Да, иностранному офису было не всегда понятно, зачем делать съемки и интервью с великими русскими актрисами, которым за 60, — ну и что? Поговорили, объяснились, чуть подвинулись и дальше в бой. Да, в 1998 году фокус-группы на вопрос «Что такое Vogue?» отвечали: «Знаю! Это сигареты!» И что? Через пять лет все мечтали, чтобы хоть крошечной фотографией в светской хронике туда попасть. Самое огорчительное — это управленческие интриги. Вот от них и тошно, и сложно бывает. — Для выпускниц вузов работа в глянцевом модном журнале представляется работой мечты, так ли это на самом деле? — Идеальных руководителей, как и идеальных редакций, существует довольно мало, потому что в большой дорогой редакции достаточно много людей, из которых абсолютно точно кто-то кого-то не будет любить. Да, всегда будут модные платья, и их будет много, но счастья они не обеспечивают. Шампанское тоже надо заслужить! Поэтому редакция модного журнала представляет собой радостный, работающий без остановок улей. В эту профессию надо идти с любовью к предмету, тогда размер зарплаты и дурной характер шефа окажутся не столь важными. — Какие задания и навыки необходимы в первую очередь человеку, мечтающему сделать карьеру в области моды? — Во-первых, иметь талант и преданность профессии, во-вторых, прочитать много литературы по вопросу, к которой относятся как биографии, так и альбомы дизайнеров, и не останавливаться на этом, в-третьих, усердие и желание, что называется, учиться с руки. — Как попадают в индустрию моды: обязательно ли многоступенчатое обучение или достаточно горящих глаз? — В моду попадают всеми мыслимыми и немыслимыми способами, так и должно быть. Один из моих экс-директоров в Vogue служила банковскому делу чуть ли не до 30 лет. Итальянка — может, у них это в крови? Журналист должен все-таки иметь гуманитарное образование. Впрочем, горящие глаза и хорошие знакомства никому не мешали до сих пор. — Большая ли сейчас конкуренция на рынке моды? — Конкуренция на рынке моды всегда немалая, а сейчас, с развитием новых коммуникационных технологий и с бесконечно возникающими дизайнерами, командами, брендами и региональными рынками моды — тем более: уличная мода, интернет-продажи никому не известных имен остановить сложно. С кризисом картина и вовсе размывается: продажи крупных домов моды падают, но компенсируются их вариативным бизнесом, и финансовая подушка позволяет им выжить. — Каким начальником были вы — деспотичным или либеральным? — Я была и есть мудрый деспот. Приветствовала драйв, преданность профессии, ответственность, готовность терпеть критику и расти дальше. Увольняла за лень, профессиональную небрежность и неумение себя вести в команде. Так, например, у меня была замечательный ассистент Наталья Октябрьская, которая пришла ко мне с канала «Культура» на позицию личного ассистента. Была она, что называется, оверквалифайд, то есть человек, который слишком компетентен для этой позиции, о чем я ей сразу сказала, пояснив, что это представляет для нас определенные трудности, но работать вместе будет интересно. В итоге она выросла в выпускающего редактора журнала, а затем и до вице-президента одного из культурных фондов. СПРАВКА Алена Долецкая — российский журналист, переводчик, главный редактор журналов Interview Russia и Interview Germany, главный редактор Vogue Russia с 1998 по 2010 год. Под ее началом издание стало самым значимым в мире моды. Именно Алена сформировала коллектив, который смог сделать журнал настоящей «библией моды». Член жюри национальной премии «Большая книга» с 2006 года.

Алена Долецкая: Красивые платья счастья не обеспечивают
© Вечерняя Москва