Елена Кудрявцева — о новомодных инструментах воспитания Российские родители хотят вырастить из своих детей успешных, профессиональных и здоровых карьеристов Елена Кудрявцева Ментальная карта развития ребенка напоминает схему-паутину московского метрополитена: тонкие линии разбегаются от центра, где написано: "Катя, 5 лет". На листе А4 расписано то, что Кате нужно освоить и сделать в ближайшее время: пойти на курсы мнемотехники (методика быстрого запоминания), развивать навыки общения и так далее -- всего порядка трех десятков пунктов-остановок. Иногда такая схема расписывает жизнь ребенка на несколько лет. Тогда она дополняется отдельными раскладками по годам, а иногда и по месяцам -- все для того, чтобы приближаться к цели поступательно, день за днем. -- Ментальные карты -- это метод структурирования информации в виде особой системы изображений,-- рассказывает "Огоньку" автор одной такой карты, соведущая тренинга "Дар времени" Анна Луначарская.-- Они показывают главные идеи, второстепенные и ассоциативные связи между ними. Сейчас подобные инструменты стали использоваться родителями для воспитания детей, это отличный способ удержать в голове все, что ты хочешь дать своему ребенку. Метальные карты -- действительно лишь один инструмент из целой россыпи приемов и методов современного воспитания. Их можно составить, конечно, и самим, но лучше во время тренинга (который стоит около 5 тысяч рублей) с профессионалом. Детский интеллектуальный бизнес растет даже в кризис. Тренинги и лекции для успешных родителей, курсы развития интеллекта для детей, ментальная математика, билингвальные (то есть двуязычные) детские сады, скорочтение, города профессий для детей, нейропсихология и профориентация для новорожденных -- всего не перечислишь. Чтобы освоить все доступные сегодня возможности, не хватит жизни ни одного ребенка. Правда, при ближайшем рассмотрении оказывается, что все-таки есть один ресурс, который по-прежнему недоступен подавляющей массе современных детей. Этот ресурс -- их собственные родители. Сказка о нехватке времени Тридцать минут в день в среднем проводят российские отцы со своими детьми. А матери -- примерно два с половиной часа. Эти скупые цифры, представленные Росстатом в исследовании "Бюджет времени россиян", вносят свою долю скепсиса в размышление о современных трендах воспитания. Потому что большую часть времени среднестатистического ребенка воспитывает смартфон, школа, няня, репетиторы, тренеры в спортивных секциях и ведущие кружков. Новая тенденция -- бабушки сегодня практически не участвуют в воспитании детей. Во-первых, они работают, во-вторых, нынешним родителям проще нанять няню и объяснить, что от нее требуется, чем договариваться с бабушкой, у которой свои взгляды на воспитание. -- Современное воспитание на самом деле очень специфично и многогранно, поэтому всегда сложно говорить о каком-то едином тренде,-- говорит Оксана Кучмаева, профессор НИУ ВШЭ, специалист по статистическим исследованиям семьи.-- Для этого все родители должны придерживаться схожего набора жизненных установок, а мы ничего подобного не наблюдаем. Последний единый тренд в воспитании (да и то с большой натяжкой) в России существовал до революции, когда подавляющая часть населения была православной и выстраивала отношения в семье на патриархальных началах. -- Стратегии воспитания не возникают из личных предпочтений родителей, они всегда результат отношений семьи, государства и общества в целом,-- рассказывает профессор Кучмаева.-- Например, современное общество предъявляет очень высокие требования к личности как таковой, требуя достигать профессионализма во всем. Посмотрите: мы хотим, чтобы мужчина был одновременно и добытчиком, и нежным любящим мужем, и заботливым отцом, и отменным любовником. Поэтому и родительство сегодня в ходу профессиональное -- ты обязан выложиться по полной, чтобы сделать ребенка успешным. В понимании сегодняшних родителей это означает -- счастливым. Невозможность все это исполнить создает постоянный комплекс вины: проводя опросы, мы часто слышим, как родители сетуют на то, что у них не получается проводить много времени с детьми. Но и это тоже уловка. Когда специалисты ВШЭ вместе с ВЦИОМом провели опрос среди мужчин, которые лишились работы или получили возможность работать по гибкому графику, оказалось, что они проводят с детьми все те же 30 минут. То есть родители хотят участвовать в жизни детей, но так, чтобы самим при этом не сильно включаться. Лабиринт Минотавра Вообще, социологи отмечают, что говорить с нашим человеком о воспитании -- задача не из легких. Во-первых, родители, особенно в глубинке, не очень рефлексируют на эту тему и не готовы формулировать свои цели воспитания. Во-вторых, в общении с социологами россияне склонны приукрашивать действительность, опасаясь, как бы им собственная откровенность не вышла боком. Так что многообразный и запутанный внутренний мир россиян в опросах отразить довольно трудно. Так, например, когда социологи спрашивают о главной ценности соотечественников, на первое место неизменно попадает семья и дети, а вот карьера, согласно июньскому исследованию ВЦИОМа, оказалась в рейтинге значимости россиян на последнем месте. При этом реально по количеству разводов мы неизменно лидируем по сравнению с другими странами. И воспитываем, как оказалось, в первую очередь карьеристов. -- Когда мы спрашиваем о том, какие качества вы воспитываете в ребенке, почти половина опрошенных (почти 49 процентов) в первых строчках называют трудолюбие, ответственность и способность налаживать связи с другими людьми,-- рассказывает Оксана Кучмаева.-- Когда начинаешь узнавать подробности, то оказывается, что, по большому счету, родители готовы вкладываться в образование, будущую карьеру и профессиональный успех своих детей. И именно в этой сфере они готовы становиться профессионалами. А вот делать специальные усилия, чтобы налаживать близкие отношения с детьми, стараться передать им какие-то личные взгляды на жизнь, духовный опыт, ценность семьи как таковой, это взрослым оказывается не очень важно. Тридцать минут в день в среднем проводят российские отцы со своими детьми. А матери -- примерно два с половиной часа Во многом исследователи связывают такое поведение с советским прошлым. Начиная непосредственно с 1917 года государство жестко противопоставляло себя и семью, которая могла прямо влиять на личное поведение человека. Государственная машина целенаправленно разрушала семейные связи, пропагандируя "свободу женщины от кухни", отдавая детей после рождения в ясли, создавая фабрики-кухни, чтобы семья не собиралась за одним столом, и так далее. Все потому, что человек, чувствующий заботу и защиту семьи, всегда более свободен в принятии решений. В более поздний период семья, как правило, рассматривалась утилитарно -- как ячейка, воспроизводящая рабочую силу. Сегодня, по мнению специалистов, у государства выраженного отношения к семье как таковой нет. Потому что, несмотря на лозунги, семьи реальной поддержки не ощущают. Более того, государству выгодно иметь дело с профессиональным работником, который сам заботится о своем здоровье, высокоэффективно трудится и по возможности как можно дольше не заводит семью. А родители, как оказывается, именно к этому и готовят детей. -- Конечно, в целом такой тип воспитания деформирует личность,-- говорит Оксана Кучмаева.-- Мы социальные существа, которым важна душевная близость и ощущение тыла, а его дает только семья. В итоге современное общество получает рост депрессий, распространенность алкоголизма и девиантного поведения. Так что совет специалистов -- развернуть свой профессионализм в сторону личных и духовных отношений с детьми. Возможно, для этого тоже можно нарисовать отдельную схему.

Карьера с пеленок
© Журнал "Огонек"