Апокалипсис от Rick Owens

Конец света и последние люди Земли от виртуоза «новой готики» До финала Недели мужской моды в Париже оставалось три дня, а показ Rick Owens уже назвали лучшим в сезоне. «Это больше, чем мода. Это как взрыв»,— признавались после шоу зрители, среди которых были актриса Габриэль Юнион («Рождение нации») и 100-килограммовая звезда НБА Джеймс Харден по прозвищу Борода. Многие добавляли: поначалу модели попросту пугали. Катарсис наступал позже: когда стало очевидно, что Оуэнс уже не просто человек, который шьет одежду. Он пророк, способный видеть будущее -- вот только пророчества его весьма мрачны. Местом показа мужской коллекции весна-лето 2018 был выбран Токийский дворец. Построенный в 1937 году, он стал последним символом мира перед страшной войной. Оуэнс воздвиг в пространстве дворцового комплекса эстакаду. Модели появлялись издалека как тени, медленно спускались по лестнице — путь по подиуму занимал около двух минут. «Это медленное шествие сначала шокировало и подавляло»,— писали позже в Twitter и блогах. Сам Оуэнс признавался: на новую коллекцию повлияло его увлечение лэнд-артом, британским скульптором Энди Голдсуорти, а сверх того — творчество авангардиста Владимира Татлина. Детали этого пазла считывались легко. Весь ленд-арт в общем-то про то, как природа, уставшая от безумной деятельности человека, бунтует, видоизменяется и, наконец, устраняет источник своих проблем. Человечества больше нет. От него остались только странные каменные объекты, безмолвные хранители памяти — таков посыл Голдсуорти. И Татлин отлично рифмуется с этим контекстом. 400-метровый зиккурат, памятник 3-му Интернационалу, его несбывшееся детище: монумент должен был стать вызовом людей природе, но сам не устоял перед ветрами времени. Рик Оуэнс, в чьих жилах по легенде течет кровь индейцев племени апачей, всегда смотрел на мир через призму индейской эсхатологии. Модели его новой коллекции — полуголые, обвязанные обрывками полиэтилена — ступают башмаками не по каменному полу Токийского дворца. Они идут по пустыне, которой по вине человека стала Земля, некогда плодородная и щедрая. Они выжившие, но очень тяжело назвать этих людей счастливцами. На бедрах они несут торбы, перекрученные проволокой, для еды и всего, что можно найти в мертвой земле. Их ботинки — заскорузлые куски материла: кожа, резина, пластик. Они прошли так много километров пустыни, что уже не разберешь, что есть что. Оуэнс оставил своим моделям, кажется, только один предмет, напоминающий о былой цивилизации: гибрид плаща, пиджака и куртки. Унесенный людьми из пылающих супермаркетов, много раз перешитый, утративший остатки былой респектабельности, он стал их второй кожей. Рик Оуэнс пророчит: весна-лето 2018 рискует стать весьма жарким временем. У вас будет больше шансов, если вы умеете рыть бункеры под землей и шить одежду из горелого пластика. Михаил Боков