Как взрослым людям учиться новому
Раньше мы учились понемногу, теперь приходится чаще. Слишком часто меняются требования к профессии, приходится переучиваться. Или есть свободное время — хочется выучить языки, играть на фортепиано, заняться сёрфингом. Все хотят учиться, но не все доучиваются. По данным проекта Coursera, только 2—3% людей оканчивает курсы. С одной стороны, проблема в жадности. Человек набирает курсы как продукты в магазине, а потом не может их «съесть». С другой стороны, люди хотят научиться, но не могут. Знания уже не даются легко, возможность потеряна несколько лет назад. Языки, например, проще учить в детстве. Это связано с возрастной сензитивностью психики. Если понять, как она работает, можно её преодолеть.
Как работает сензитивность
Сензитивность, или чувствительность, это способность человека реагировать на стимулы. Разные люди слышат один и тот же звук громче или тише. Если человек знает, что плохо реагирует на свет, цвет, звук, он понимает: ему тяжело научиться водить. И он может понимать, что ему нужны более сильные стимулы — особое время суток или тонус организма. Собственную сензитивность можно развивать, но у неё есть предел. Например, острота зрения. Плохо видящий человек может развить остроту, но только до того предела, который заложен генетически.
Что такое сензитивные периоды
Фото: pixabay.com Однако в первой половине ХХ века учёные обнаружили ещё одну особенность сензитивности. Она может быть сильнее или слабее в определённом возрасте. И именно в том возрасте, когда сензитивность к тому или иному стимулу сильна, человеку следует в эту сторону развиваться. Например, сензитивный период для развития речи — от двух до пяти лет. В этот период дети активно учатся говорить, пополняют словарный запас, изучают грамматику. В это время ребёнок, оказавшись в нужной языковой среде, выучит любой язык. Когда цикл развития речи у человека завершается, изучать языки становится сложнее.
Психологи знают о сензитивных периодах ребёнка: музыкальный слух нужно развивать с полугода до пяти, спортивные способности — с года до четырёх, вербальные — с двух до пяти. Взрослый проигрывает ребёнку: изучать языки в 30 раз сложнее — сензитивный период пройден.
Как справиться с возрастной сензитивностью
Выход есть, их даже несколько. В основе этих решений — знание о возрастной сензитивности.
Вернуться в прошлое
Это кажется магией, но без машины времени можно вернуться в возраст, когда речь развивалась. Главное — создать нужную языковую среду и отключить критическое мышление. Ребёнок, изучающий язык, на самом деле не учит его, он просто разговаривает. Совершает ошибки, которые поправляют взрослые, занимается словотворчеством, коверкая слова. Самый простой путь — путешествие, языковой клуб или языковой лагерь для взрослых. Необходимое условие — наличие носителей языка. Они выступят в роли взрослых, исправляющих ошибки. Желательно (но необязательно) заниматься в группе. Дети легче учатся разговаривать в детском саду — им приходится это делать.
Сконцентироваться на ведущем процессе
В каждом возрастном периоде есть свой ведущий познавательный процесс. Когда развивается речь, главную роль играет вербальное мышление. Когда ребёнок учится ходить, всем правит восприятие. Ребёнок ходит не просто так — он тянется к интересным предметам и людям. Если хочется развить моторные навыки во взрослом возрасте, например научиться кататься на скейте, нужно сделать два шага. Первый — опять отключить критическое мышление, оно будет мешать. Чтобы это сделать, включите музыку или найдите азартных единомышленников. Второй шаг — то самое восприятие. Поставьте далеко перед собой банку колы или что-то такое же яркое и пытайтесь до неё доехать. При разучивании любых трюков используйте яркие стимулы, до которых интересно добраться.
Ориентироваться на сензитивность для своего возраста
Современные психологи пока не понимают, есть ли сензитивные периоды после школьного возраста. Подростки и взрослые люди больше развиваются в эмоциональном и социальном планах — учатся работать в группе, строить семью, ищут смысл жизни. Но за это можно зацепиться. Психолог Эрик Эриксон выделял для каждого возраста свои жизненные задачи. Например, задача юношеского возраста — поиск сексуального партнёра. Значит, и иностранный язык можно изучать для знакомства с парнем или девушкой. Поставьте во всех приложениях для знакомства английский язык как стандартный, переписывайтесь только на нём.
Жизненная задача зрелого возраста — быть полезным для других. Если хотите научиться жонглировать, сделайте это для развлечения своих детей или друзей. Решатся две задачи — вы приобретёте интересный для себя навык и будете душой компании.
Когда вы берётесь учиться чему-либо, нужно помнить: сензитивность — только условие для успеха. Помимо прочего, нужна сила воли, терпение и интерес к предмету. Если угаснет интерес, поможет сила воли. Если угаснет воля, посмотрите на интересующий предмет с другой стороны. Например, научиться ездить на скейте задом наперёд.