Войти в почту

Клиническая депрессия или материнское выгорание: в чем разница

В соцсетях проходит флешмоб #faceofdepression. Инициатор акции – вдова покончившего с собой лидера Linkin Park Честера Бенингтона. Цель акции – показать всем, что рядом с нами живут люди, внешне абсолютно счастливые, но на самом деле переживающие глубокую депрессию и нуждающиеся в помощи.

Клиническая депрессия или материнское выгорание: в чем разница
© Letidor.ru

«Летидор» решил поддержать акцию и рассказать о том, как отличить просто уставшую маму от страдающей депрессией. Наши эксперты в области психологии и психиатрии назвали симптомы, по которым можно распознать, что у мамы депрессия и ей нужна профессиональная помощь, или она просто переживает сложный этап в своей жизни и поддержки близких людей ей будет достаточно.

Анастасия Александровна Перл, семейный и перинатальный психолог, сертифицированный специалист в области расстановок по Хеллингеру, преподаватель психологии в «Институте психотерапии и клинической психологии»:

«Я не хочу никого видеть, я быстро устаю, мне постоянно хочется спать. У меня маленький ребенок, я механически с ним играю, от его капризов я взрываюсь мгновенно, а потом корю себя за несдержанность. Иногда думаю о том, что я плохая мать и я не готова к материнству». Примерно так могут себя чувствовать многие мамы, которые пребывают в постоянной заботе о детях.

Все мы реагируем на разные события в нашей жизни. Иногда бывают ситуации, когда мы выполняем одну и ту же монотонную работу и не получаем отклика для дальнейшей мотивации и продолжения этой деятельности. В таких случаях происходит эмоциональное выгорание.

Такой ситуацией, например, является воспитание детей, когда мама каждый день делает все возможное для своего ребенка, но не получает должной отдачи.

Ребенок не говорит: «Спасибо!», не ценит усилия мамы, капризничает. Мама устает, раздражается, но не может эти претензии высказать.

Если женщина получает достаточно поддержки от мужа, близких и друзей, умеет любить себя, разделяет и делегирует обязанности по уходу за ребенком, то она легко справляется с этим периодом ее жизни. Если женщина не получает поддержки и любви, в том числе не умеет сама себя любить и поддерживать, ей сложнее справляться с эмоциональным выгоранием.

При увеличении нагрузки, когда нет помощи или ее не хватает, материнство становится работой. Увеличивается чувство вины, чувство долга, ребенок становится источником самоистязания.

Мама заставляет себя, выжимает из себя сил все больше, а вместо радости все больше ощущает «я не справляюсь, но я должна, обязана».

Если это состояние длится долго, то это может привести к возникновению депрессии.

При эмоциональном выгорании женщина находится в постоянном клубке состояний «я обязана» - «я не справляюсь» - «я жертва» и в постоянном ожидании «когда же он вырастет, когда это закончится».

При депрессии никаких ожиданий уже нет. Происходит полная потеря перспектив, женщина не хочет ничего, чувства долга нет, вины нет, состояние подавленности длится долгое время, краткосрочная смена обстановки и деятельности не меняют ситуацию.

Наступает тотальное снижение настроения, скорости мышления и двигательной моторики.

Оксана Владимировна Захарова, психолог в клинике на Петровке:

Женщины, готовящиеся стать мамой, по-разному относятся к материнству. Некоторые идеализируют его, представляя только «красивые детские пинетки, улыбку младенца, тянущиеся ручки к маме или походы с уже подросшим ребенком в зоопарк и океанариум», другие погружены в тревогу из-за «непереносимого груза ответственности»: «а что, если заболеет, а как правильно кормить, а если не будет молока, а как правильно общаться с ребенком?»

Но и те, и другие сталкиваются с реальностью и понимают, что быть мамой – значит переживать множество разных состояний: и радость, и страх, и гнев, и стыд, и удовольствие, и интерес, и ненависть, и много-много других эмоций.

Мамы периодически чувствуют себя эмоционально опустошенными, им не хватает внутренних ресурсов, чтобы восстановиться. К сожалению, бывают и затяжные мучительные состояния тоски, подавленности, апатии.

Как же отличить состояние эмоционального выгорания от депрессии, какую помощь себе оказать?

Эмоциональное выгорание – это перенапряжение нервной системы, истощение. То есть когда мы израсходовали весь свой ресурс и нам нужно его восстановить.

Мы чувствуем себя не как обычно: нас раздражают события, на которые раньше не особо реагировали. Например, ребенок разлил краску, испачкался, а мама уже взвинчена, ей сложно себя успокоить. Она начинает придираться к мелочам, реагировать остро на любой стресс. Здесь могут быть слезы, скандалы, упреки.

Возможен и другой тип реагирования – когда мы просто перестаем чувствовать. Если раньше мама была включена, увлечена, эмоционально отзывалась на нужды ребенка, то теперь «как будто ничего не чувствую», эмоции «куда-то ушли».

Чтобы восстановиться, маме нужно взять паузу, отдохнуть, встретиться с подругами, почитать любимую книгу, посмотреть любимые фильмы.

Важно переключиться, дать себе время, посвятить его тому, что доставляет удовольствие.

Возможна профилактика эмоционального выгорания. Чтобы максимально застраховать себя от негативных последствий, важно уметь заботиться не только о ребенке, но и о себе. Простой пример: если мы не будем ухаживать за своим телом, оно будет болеть. Так же устроена и психика – если мы забываем, что наши ресурсы ограничены, мы себя истощаем.

На практике забота о себе выглядит как:

отдых, когда удается уделить внимание и своим потребностям;

снижение требовательности к себе, постановка реалистичных целей. Большие цели разбиваем на несколько маленьких, хвалим себя за свои достижения;

умение обращаться за помощью вместо того, чтобы взваливать на себя все обязательства.

Если все эти меры не помогают вернуть себе хорошее самочувствие, обращаемся к психологу, психотерапевту.

Но бывают и другие – более длительные мучительные, тягостные состояния – депрессии.

Депрессия проявляет себя как отсутствие интереса, когда ничего не доставляет удовольствия, состояние сниженной активности, силы будто уходят.

Иногда не хочется просыпаться утром, ноги еле двигаются. Все тело будто стало тяжелым и неповоротливым. От всего тошно, беспросветно: люди не радуют, в себя не веришь, ничего хорошего от будущего не ждешь.

Депрессия – весьма тягостное состояние еще и потому, что от него не получается избавиться, просто посмотрев хороший фильм. Да и зачастую сложно объяснить близким, почему «в доме не убрано уже неделю», «в холодильнике пусто», а тебе даже не хочется выходить на улицу. Если мама находится в депрессии, она может испытывать еще и сильную вину перед ребенком, ругать себя, считать плохой матерью.

В депрессии люди живут месяцами, годами, даже десятилетиями. Это состояние, при котором нужно сразу обращаться за профессиональной помощью.

Там, где живет депрессия, уже нет ни желания, ни веры в то, что что-то изменится.

Но здесь можно опереться на свое понимание: апатия – симптом заболевания. Когда у нас появляются кашель, насморк и температура, мы обращаемся к терапевту. Точно так же, обнаруживая у себя отсутствие интереса, подавленность, негативные установки, мы должны идти к психотерапевту.

Материнство для женщины порой является источником сил и вдохновения, а порой оборачивается тяжелым грузом. Многое зависит от того, какие требования мы к себе предъявляем, насколько реалистичны наши ожидания. Если женщина позволяет себе просто быть мамой, а не гнаться за бесчисленными достижениями, то у нее появляется возможность просто быть с ребенком, наслаждаться контактом с ним.

И такой контакт сам по себе является целительным как для мамы, так и для малыша.

Алена Грозовская, психолог-психотерапевт:

Депрессия – вещь предсказуемая. Если человека преследуют различные неурядицы, беда, как говорится, не приходит одна: если он или она постоянно находятся в стрессе и выхода из него не предполагается, то результат очевиден.

Симптомы депрессии знает каждый школьник – подавленное состояние, грусть и слезы, а главное – пофигизм, простите, к повседневной жизни и бытовым обязанностям.

Человек депрессирующий – это ходячая апатия ко всему, даже к на 100% положительным эмоциям.

На лечении этого недуга заработаны миллиарды. В США считается дурным тоном не иметь собственного психиатра, который тоже ходит к психологу.

А вот в ситуации с материнским выгоранием все не так плохо. Это, скажем так, предварительная стадия. Мама устала, она хочет покоя, который в ближайшее время она вряд ли получит. Отсюда подавленность, апатия даже по отношению к своим материнским обязанностям.

В любом случае это кажется постоянным круговоротом вокруг детей и дома. Кому понравится такая жизнь?

Усталость и пренебрежение, слезы без причины – вот верные спутники выгорания.

Женщина как будто из-под палки выполняет необходимые обязанности: даже поменять подгузник ребенку – чистое наказание для нее.

Но с этим можно справиться, развеяться, а главное – кто-то должен помочь маме заботиться о малыше. Ведь не исключено, что, проморгав материнское выгорание, женщине грозит та самая депрессия, при которой процессы в мозге и психике отнюдь не так ленивы, как внешние проявления. В голове постоянно идет работа – одна мысль о том, как все плохо, сменяется другой мыслью – будет еще хуже. Невероятные игры разума могут довести маму даже до попытки самоубийства. Даже если со стороны кажется, что все прекрасно (хороший дом, муж, прекрасный здоровый ребенок), при первых признаках апатии и исчезновении улыбки на лице надо бить тревогу.

Капризы и жалобы на жизнь – это еще цветочки по сравнению с тем, что творится с психикой, когда наступает депрессия и «все равно» по отношению к малышу. Это разрушительный и сложно обратимый процесс. Это своего рода защитная реакция на глубокую депрессию, вызванную родами и кардинальным изменением образа жизни, а также фатальностью происходящего.

Женщине кажется, что она похоронила себя заживо, что не вернется больше прежняя жизнь, а чего ждать, она не знает.

Расшатанные нервы плюс воображение рисуют перед ней ужасные картины. Бессонница, апатия и потеря смысла жизни – вот результат депрессии.

Хочу дать только один совет – мужчинам. Никто, кроме вас, не сможет выявить раннюю стадию и депрессии, и выгорания у любимой женщины. Поддерживайте ее, любите и лелейте. Это мать вашего ребенка, которому она нужна бодрой, улыбающейся и спокойной. Ребенок связан с ней невидимой пуповиной, он тонко чувствует ее состояние и поэтому сделайте все, чтобы мать была счастлива. Тогда и ребенку не грозит ни стресс, ни болезни, ни проблемы в будущем.

Наталия Минаева, преподаватель Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС:

Отличить клиническую депрессию от материнского выгорания и поставить точный диагноз может только врач-психиатр. К сожалению, в нашей стране поход к психиатру до сих пор считается чем-то постыдным, люди скрывают от близких и коллег, что им приходится обращаться к врачу такого профиля. Проблемы замалчиваются, накапливаются, вызывая другие расстройства и болезни.

В лучшем случае молодые мамы, столкнувшиеся с хронической усталостью, сниженным настроением, раздражительностью, обращаются за помощью к психологу или самостоятельно изучают специальную литературу. В худшем – слушают советы подруг, которые могут усугубить и без того нестабильное психическое состояние.

Если все-таки нет возможности посетить врача, стоит внимательно проанализировать свое состояние, понаблюдать за собой.

Материнскому выгоранию свойствены такие признаки, как чувство вины перед ребенком, ощущение того, что мама недодает ребенку любви и тепла.

Непреходящее чувство усталости (даже после сна), поверхностный и прерывистый сон, раздражительность, плаксивость, обострение заболеваний, связанное со снижением иммунитета, – также признаки материнского выгорания.

Если такое состояние продолжается несколько недель или месяцев подряд, не проходит после прогулок на свежем воздухе с ребенком, занятий любимым хобби, общением с близкими людьми, все-таки стоит обратиться к врачу.

Ведь если не начать лечить депрессию своевременно и с помощью правильно подобранных препаратов и методов психотерапии, она может перерасти в хроническую форму.