Можно ли купить счастье
Люди, живущие в скандинавских странах, считаются одними из самых счастливых в мире. Между тем интерес к тому, что же именно делает нас счастливыми, по-прежнему очень велик. Многие исследователи счастья считают, что связь между деньгами и счастьем существует, но лишь в том случае, если вкладывать деньги в правильные вещи. Скандинавские страны часто оказываются высоко наверху в рейтингах уровня счастья жителей разных стран. Все пять скандинавских стран, например, вновь оказались в первой десятке последнего исследования Института Гэллапа 2017 года, призванного выявить самые счастливые страны в мире. «Страны с высоким ВВП на душу населения часто попадают на первые строчки таких рейтингов. В этих странах, кроме того, нередко бывает низкая безработица, более высокий уровень индивидуализма и меньше коррупции, что, вероятно, ведет к тому, что больше людей чувствуют себя свободными и в безопасности. Но трудно ответить более точно, почему размер ВВП на душу населения так сильно связан со счастьем», — говорит Филип Форс (Filip Fors), доктор социологии в Университете Умео, исследующий счастье. Но как вообще измерить счастье? Такие чувства, как эйфория, приподнятое настроение, а также более духовно обусловленные состояния — чувства умиротворения и покоя, обычно при исследовании счастья в расчет не принимаются. Вместо этого речь обычно идет об удовлетворенности жизнью, то есть о том, насколько человек доволен жизнью в целом, и о личном благополучии. Об этом рассказывает Бенгт Брюльде (Bengt Brülde), профессор практической философии в Гётеборгском университете. «Удовлетворенность жизнью основывается на оценке своей собственной жизни. „У меня есть работа, исправная машина, жилье, партнер — значит, я доволен". Это более осознанно». «Благополучие — это больше про чувства: как человек чувствует себя прямо сейчас. Возможно, ты доволен своей жизнью в целом, но чувствуешь себя подавленным именно сегодня, например», — продолжает Бенгт Брюльде. Существует несколько аспектов, которые влияют на то, чувствуешь ли ты себя счастливым. Но если направить видоискатель на отношение между счастьем и деньгами, окажется, что чтобы чувствовать себя удовлетворенным, требуется потребление определенного рода. «Человеку нужно то, что называют жизненными потребностями первой необходимости: жилье, достаточно еды и одежда. Вопрос в том, что происходит, когда человек преодолевает этот уровень и начинает потреблять то, что на самом деле уже не так необходимо, но обогащает жизнь». Многие исследователи изучали, как потребление влияет на наше ощущение счастья. Например, исследования, в первую в очередь в Северной Америке, показывают, что люди переживают более позитивные чувства, когда размышляют об оплаченных ими впечатлениях, например, о путешествии, чем о вещах, которые купили. Кроме того, впечатления, которые нам было с кем разделить, делают нас счастливее, чем те, что мы получили в одиночестве. Вдобавок чувство удовлетворения, полученное от покупки какой-нибудь вещи, похоже, уходит быстрее, чем то, что связано с впечатлениями. Работа ученых из США, Канады и Нидерландов, опубликованная в журнале американской академии наук PNAS, свидетельствует, что удовлетворение может расти благодаря потреблению. Но не потреблению вещей, а потреблению времени. В исследовании приняли участие более 6,2 тысяч человек из США, Канады, Дании и Нидерландов. Работающие взрослые рассказывали о большем ощущении довольства, когда они покупают нечто, что экономит время, например, помощь по дому, чем после покупки чего-то материального. Однако мало кто из участников исследования относился к людям с низким уровнем дохода. Филип Форс вместе с Бенгтом Брюльде написали ряд научных статей на тему счастья, в том числе в 2012 году, когда их статья вошла в отчет о потреблении, который выпускается Гётеборгской школой бизнеса, экономики и права. Филип Форс рассказывает, что когда исследовалась связь между деньгами и счастьем, в первую очередь смотрели на связь между доходами и счастьем. «Общая связь между этими двумя явлениями видна, в принципе, во всех странах, которые рассматривались в ходе исследования: чем выше доход, тем больше удовлетворение жизнью», — говорит Филип Форс и продолжает: «Но при этом нужно сказать, что эта связь не показывает, как именно доход влияет на наше счастье, видно только, что такая связь имеется в принципе. Но проводились и другие исследования, в ходе которых за людьми следили в течение некоторого времени, и оказалось, что эта связь работает в обе стороны. Больший доход оказывает небольшое влияние на чувство довольства. И наоборот: счастливые люди склонны и зарабатывать больше в течение жизни». Бенгт Брюльде также считает, что при измерении уровня счастья нужно различать доход и потребление. «Есть люди, которые много зарабатывают, но не потребляют, а копят или инвестируют, и есть люди, которые живут совсем не по средствам и берут взаймы, чтобы потреблять, а это может влиять на чувство уверенности и благополучия», — говорит Бенгт Брюльде. Влияние доходов на наше ощущение счастья давно обсуждается в ходе исследований. Профессор экономики Ричард Истерлин (Richard Easterlin) в 1970-х годах отмечал, что богатые люди, конечно, говорили о более сильном чувстве счастья, но связь между доходом и счастьем не выдерживала проверки, когда исследователи подходили к вопросу на национальном уровне и сравнивали бедные и богатые страны. Это стали называть парадоксом Истерлина. Многие ученые с того момента углублялись в этот вопрос, в том числе американцы Бетси Джонсон (Betsey Johnson) и Ричард Вольфер (Richard Wolfer). Проанализировав большой объем данных в своем научно-исследовательском докладе 2008 года, они утверждают, что доходы играют большую роль в том, насколько счастливыми мы себя чувствуем, — как при сравнении на индивидуальном уровне, таки на уровне стран. Когда речь идет о связи между счастьем и материальными вещами, исследования показывают, что вещи, которые мы покупаем, могут повлиять на наше чувство счастья, если они помогают нам достичь своих целей. Например, только что купленный профессиональный велосипед сделает любящего тренировки велосипедиста более счастливым, чем новая ваза. Так что и материальные вещи, прочно связанные с веселой и полной смысла деятельностью, могут оказывать определенное влияние на наше ощущение счастья, говорит Бенгт Брюльде. «Вероятно, это потому, что они так прочно связаны с впечатлениями. Например, книга, новые клюшки для гольфа, яхта или музыкальный инструмент, на котором человек играет». «Но покупка новых безделушек, по-видимому, не особенно влияет на наше ощущение благополучия, — считает Филип Форс. — Такие вещи обычно забавляют поначалу, но затем человек о них забывает. Это явление называют гедонической адаптацией: человек быстро привыкает к новым вещам». Исследования также показали, что деньги, которые мы тратим на других — так называемое просоциальное потребление — приносят нам большее ощущение счастья, чем если мы покупаем что-то для себя самих. «Эта связь не так уж сильна, но она есть. Тот, кто совершает хорошие поступки и дружелюбен, часто счастливее», — говорит Филип Форс. Это может зависеть от разных факторов, объясняет он: во-первых, будучи дружелюбным, человек усиливает свои социальные связи. Во-вторых, так человек воплощает свои этические идеалы, если считает, что совершать хорошие поступки — это важно. «Это видно также в исследованиях с участием детей, в ходе которых взрослого помещали в ситуацию, когда тот нуждался в помощи. Ребенок часто спонтанно стремится помочь и, как правило, делает это с радостью. Так что, похоже, это довольно естественное стремление: мы радуемся, когда делаем что-то для других», — объясняет Филип Форс.