Почему оборвалась жизнь "девочки с персиками" Серова
На одной из самых известных картин художника Валенитна Серова "Девочка с персиками" позировала 11-летняя Вера Мамонтова. Она была дочерью Саввы Ивановича Мамонтова, русского мецената и промышленника. Кроме Серова, Веру писали Виктор Васнецов, Николай Кузнецов и Михаил Врубель и многие другие. Некторые шутили, что это "счастливая для художников девочка". А была ли она такой счастливой во взрослой жизни? Что случилось с ней в 32 года и какая трагедия постигла ее семью?
Детство
Итак, Вера была любимой и долгожданной дочерью железнодорожного магната и предпринимателя Саввы Мамонтоваи и его жены Елизаветы. У девочки было трое братьев. По легенде, после третьего сына Елизавета пообещала мужу дочь: так и случилось. Верой ее назвали не случайно. Имена детям в семье подбирали по первым буквам имени отца - Савва - Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и вторая дочь, Александра, появившаяся после.
"Абрамцевская богиня"
Друг Саввы Мамомнтова, скульптор Марк Антокольский, когда увидел фотографию ребенка, назвал Веру "абрамцевской богиней" и неустанно повторял, что она просто прелестна.
Дом Мамонтовых на Садово-Спасской улице в Москве знала вся просвещенная столица. В нем, а особенно в их подмосковной усадьбе в Абрамцево, царила удивительная атмосфера творчества и любви. В семье любили гостить творческие гении того времени: художник Илья Репин, Василий Поленов. Вера была музой для разных художников: Михаил Врубель наделил ее чертами "Снегурочку", "Египтянку" и Тамару на иллюстрациях к "Демону". Васнецов говорил, что дочь мецената полюбилась живописцам своим типажом "настоящей русской девушки" по характеру, красоте и обаянию.
Но самым известным изображением Веры стала картина Серова "Девочка с персиками". Он писал портрет девочки в столовой усадьбы. Художник подарил портрет дочери ее матери и он долго висел в той комнате, в которой и был написан. Позже картина попала в Третьяковскую галерею, а в родном Абрамцево осталась лишь ее копия. Именно "Девочка с персиками" прославила Серова, сделав его одним из самых модных портретистов того времени.
Испытания
Семейное счастье Веры стало возможным далеко не сразу. Девушка занималась общественной работой в школах и приютах и посещала лекции по истории и литературе в Москве. Там она познакомилась с Софьей Самариной, племянницей славянофила Юрия Самарина, представительницей дворянского рода. Бывая в гостях в семье подруги, она встретила ее брата, Александра Самарина, министра по делам церкви. Несмотря на то, что девушка была младше его на семь лет, она пленила мужчину навсегда. Он просил у своих родителей благословения на брак, но получил отказ. Представители древнего дворянского рода не желали и слышать о возможности породниться с купцами Мамонтовыми и разбавлять дворянскую кровь.
Вскоре в семье Мамонтовых началась "черная полоса": отец ушел из семьи, увлекшись солисткой своей Частной оперы Татьяной Любатович. В 1900 году Савва Мамонтов был обвинен в растрате, арестован и практически обанкротился. Публичные скандалы освещались в прессе и Самарины еще больше отталкивали Веру. Неопределенность в личной жизни влюбленных длилась несколько лет. Но чувства молодых не ослабели: в 1901 году Самарин сделал еще одну попытку получить у 70-летнего отца благословения жениться на любимой и опять получил отказ. Вскоре после этого отца Самарина поразил удар и он скончался. Спустя год мать дворянина, Варвара Петровна, все же благословила сына на брак с Верой.
Брак
Когда-то художник Виктор Васнецов написал Веру в образе боярыни. А еще он взял с нее шуточное обещание, что девушка выйдет замуж за русского. Она исполнила обещание и сочеталась браком с Александром Самариным 26 января 1903 года. Васнецов сделал мужу девушки свадебный подарок - ее портрет "Девушка с кленовой веткой".
В браке у пары родилось трое детей: Юра, Лиза и Сережа. Чета жила очень счастливо, но недолго: через пять лет, 27 декабря 1907 года, 32-летняя женщина умерла от сильного воспаления легких, которое подкосило ее буквально за несколько дней. Муж пережил Веру на четверть века, но больше не женился. До конца своих дней он оставался верным своим монархическим и религиозным убеждениям, а также преподавал немецкий язык и занимался книгой по якутской грамматике. В память о любимой он построил храм Живоначальной Троицы в Аверкиево, недалеко от их усадьбы. В советское время храм был разорен, а Александр сослан в лагерь ГУЛАГа вместе с дочерью Лизой. Там он и умер в 1932 году.