5 стратегий, которые помогут правильно реагировать на критику

История осознанной реакции на критику началась еще в 1986 году, когда американский психолог и главный редактор журнала «Харизма» Джеми Бакингам написал книгу “Справлясь с критицизмом”. Главный инсайт - агрессию лучше переводить в шутку.

Как правильно реагировать на критику
© Кадр из фильма "Принцесса Монако"

Это стало толчком для плеяды психологов. И с тех пор устоялось мнение, что констурктивная критика - мощнейший пинок для развития (личностного, профессионального, социального и т.п.).

Но почему ее непросто принять?

Психологи объясняют: мы, люди, - существа социальные и очень нуждаемся в одобрении. Признание окружающими наших заслуг - равно любовь. А критика - вещь прямо противоположная. Поэтому слышать ее довольно непросnо. Но если избавиться от желания услышать похвалу от людей, мнение которых для нас важно - начальники, коллеги, знакомые - то на критику этих людей будет проще относиться, утверждает Доктор Джеймс Клир, психолог и автор книги "Хейтеры и критика: как ладить с людьми, которые судят вас и вашу работу".

И вот, что он советует.

1. Перевести критику в дискуссию

Если собеседник использует критику как инструмент манипуляции, то его цель - ваша ответная реакция. Другой случай - когда собеседник через недобрые слова стремится к доминированию. Если вы начинаете хотеть оправдаться – то оппонент таки добился своего. И последнее – бывает, что собеседник конструктивный, и реально указывает на важные вещи, но в ответочку вырывается волна негодования. Впоследствии упускается шанс улучшить те или иные навыки. Каждый случай не внушает особого энтузиазма, да.

Как быть? Сделать глубокий вздох и задать открытый вопрос. Например, «Спасибо, что поделились своим мнением. Что стоило бы сделать, чтобы избежать этих ошибок?». Дальше можно с холодной головой решить, была ли эта информация полезной или нет и распоряжаться ею по желанию. Во всяком случае, так советует Джеймс Клер.

2. Избегать «без тебя знаю», «это не так», «неправда»...

Эти слова одним своим присутствием в нашей жизни способны разжечь ссору. Но объективно, если человек так или иначе сталкивается с критикой, то он действительно может чего-то «недознать».

Но! Критика всегда атака, и мы подсознательно хотим защищаться, поэтому невзначай употребляем все эти слова. Тогда как вместо них будет лучше говорить: «да, я вижу», «понятно», «интересно». Все они демонстрируют внутренний стержень и помогают вжиться в образ спокойно реагирующего на критику человека, которым можно стать по привычке.

3. Не поддаваться паранойе

Нормально, что критика портит настроение. Но ненормально прокручивать услышанное сутками, неделями и месяцами. Часто бывает, что критик начинает казаться злодеем из фильма ужасов, цель которого – задеть ваши чувства и растоптать вашу самооценку.

В таких случаях полезно вспомнить собственную критику в адрес других. Разве вы горели ненавистью, когда говорили, что оттенок подобран неверно? Указывали на ошибки? Нет, конечно, вы сразу фокусировались на других вещах, которыми переполнена жизнь. Так и с другими.

4. Не извиняться

Если только нечаянно не задеты чьи-то чувства. Важно учитывать, что критика носит чисто субъективный характер, с которой можно и не соглашаться. Лучший вежливый ответ на замечания – «Спасибо, учту». А дальше как обычно можно решить, была ли польза в словах спикера или нет.

5. Уметь оставлять критику вне себя

Самый жесткий критик сидит глубоко внутри. Обычно беседа с боссом длится от силы 20 минут, но впоследствии внутренний монолог может растягиваться неделям. И если уж совсем откровенно, внутренний критикан – тот еще абьюзер, который далек от понятия «деликатность» и все дела.