Секреты блефа: как научиться врать
4 октября в 20.55 на телеканале «МИР» стартует новое шоу – «Игра в правду». Участникам предстоит приложить все свои умения и старания, чтобы выяснить: кто врет, а кто говорит правду?
Каждый человек сталкивается с ложью на протяжении всей своей жизни. Даже популярное заявление «я никогда не вру» тоже является заблуждением и неправдой. Для лжи есть множество причин: сохранить хорошие отношения с человеком (как бы противоречиво это ни звучало), во избежание выговора на работе, для экономии денег. О том, целесообразна ли ложь, рассуждал и Горький в пьесе «На дне» в знаменитом противостоянии Луки и Сатина.
Мы собрали советы психологов и физиогномистов о том, как вести себя, когда нужно во что бы то ни стало сохранить тайну.
Во-первых, разберемся, почему же обычному человеку сложно соврать?
«Тайна – это сокрытие важной информации для получения выгоды, преимущества или избегания негативных последствий. Проще говоря, человек владеет определенной информацией и не раскрывает ее с определенной целью. Он понимает, для чего он это делает и осознает последствия. Именно это осознание и вызывает в нем негативные эмоции и переживания, которые в итоге влияют на его поведение», – рассказывает основатель «Школы профалинга», эксперт по лжи и жестам Илья Анищенко.
По словам эксперта, основные эмоции, которые испытывает человек во время вранья, это страх, угроза наказания, вина или стыд. Вину, стыд и муки совести можно избежать, если себе подробно объяснить, зачем вы храните тайну и какая цель при этом. Главное, чтобы эта цель была высокой, ради которой можно эту тайну хранить.
Так существует ли все-таки универсальный способ научиться побороть в себе эти чувства и врать без оглядки?
«Не существует универсальной инструкции, как солгать и остаться неразоблаченным. А значит, всегда остается риск неудачи. Важно понять: действительно ли ложь является необходимой и готовы ли вы к возможным последствиям», – комментирует практикующий психолог и исполнитель сервиса YouDo Юна Макеева.
Как рассказывает психолог, руководитель тренингового центра «Психология нового поколения» Владислав Зигаёв, человек осуществляет общение на двух уровнях: вербальном и невербальном. Вербальное общение реализовывается с помощью речи, невербальное – с помощью жестов, мимики, позы.
«Как известно, вруна выдает несогласованность вербального и телесного канала. Когда человек намеренно лжет, то старается держать под контролем и речь, и жестикуляцию, и мимику, и одновременно отслеживать реакцию собеседника, но такой обширный фокус внимания для нас непривычен. Поэтому опасность оказаться уличенным во лжи высока», – рассказывает Юна Макеева.
Психология лжи это совокупность нескольких факторов. Давайте рассмотрим подробнее каждый и разберем их по пунктам вместе с экспертами.
Мимика
По словам Владислава Зигаёва, если эмоции еще и можно научиться контролировать, то с микровыражениями мы почти бессильны. Это моментальное непроизвольное выражение лица, которое люди бессознательно демонстрируют, когда прячут эмоции. Микровыражения проявляются на достаточно короткое время и совершаются непроизвольно, их почти невозможно контролировать.
«О врущем человеке часто говорят, что у него «тень по лицу пробежала». Такое напряжение на лице длится буквально 1–2 секунды. Проявление мгновенного напряжения у лицевых мышц – это точный показатель неискренности. Также стоит обратить внимание на появление непроизвольной реакции на коже и других частях лица собеседника. Здесь принимается в виду изменение в цветовом оттенке кожного покрова (собеседник покраснеет или побледнеет), расширяются зрачки, подрагивают губы, происходит частое моргание обоих глаз», – рассказывает физиогномист Шамиль Шаринский.
Юна Макеева предлагает отрепетировать речь. Важно постараться говорить внятно, без длинных пауз, сохраняя привычный темп. Наблюдайте за дыханием
«При рассказе информации, заранее являющейся ложью, человек постоянно испытывает волнение. При оглашении лжи человек резко начинает непроизвольно менять интонацию. Появляется резкое ускорение в голосе, либо, наоборот, плавное замедление разговора и растягивание. Если человек сильно переживает из-за информации, которую он доносит, голос собеседника задрожит. При этом изменения в совокупности с другими признаками задевают тембр и громкость голоса, появляется охриплость или человек произносит слова на высоких нотах», – разоблачает лгуна Шамиль Шаринский.
Есть еще один способ, который советует Илья Анищенко: используйте при ответах волшебные слова: «Хочу сказать», «Надо сказать», «Необходимо сказать». Таким образом, вы смещаете акценты для своего мозга, избавляете себя от прямой лжи. Здесь Илья приводит пример:
«Чем отличается фраза: «Я не убивал Кеннеди» от фразы «Я хочу сказать, что не убивал Кеннеди»? В первом случае я прямо отрицаю какое-то действие, во втором я говорю о своем желании это сказать. При этом я мог его убить, но очень хочу сказать, что этого не делал, и это будет правдой».
Поведение
Это, наверное, самый важный пункт в нашем с вами вранье. Большую часть информации мы получаем через невербальные каналы, то есть речь. Для примера Владислав Зигаёв приводит статистику:
«Всего 7% информации мы получаем из услышанных нами слов, 38% мы получаем через интонацию и 55% с помощью жестов. То есть говорить вы можете о чем угодно, но если вы не умеете контролировать свою интонацию и тело, то они вас подставят. Жесты не должны быть механическими, все должно быть максимально естественным, то есть нужно избегать закрытых поз и отсутствия жестикуляции».
Что же нас выдает? Владисла Зигаёв объясняет:
«Помните пословицу «на воре и шапка горит?». На подсознательном уровне нам кажется, что уже все знают нашу тайну и мы начинаем нервничать и переживать. Именно эта нервозность и выдает нас. Мало того, пока вы находитесь в таком состоянии замедляются мыслительные процессы, учащается пульс, увеличивается потоотделение, жесты становятся слишком резкими, а голос может дрожать или «стать» неестественным для вас».
Илья Анищенко выделяет две основные вещи, которые в нас выдают лжецов. Первая – это мимика и микровыражения, а вторая – эмоция страха и стресс, который влияет на изменение поведения. В этом случае нужно внимательно следить за изменением поведения человека в какой-то определенный момент. Важно не то, что человек сидит в закрытой позе, важно в какой момент беседы он сел в эту позу, о чем был в это время разговор. Или, наоборот, в какой момент он раскрылся. В какой момент он почесал нос, облизнулся, сжал губы, сменил позу, изменил интонацию.
Юна Макеева рекомендует ответственно подходить к продумыванию истории. Ваша версия правды должна быть близка к реальности, последовательна, соответствовать привычному стилю жизни. Не стоит наполнять рассказ излишней детализацией, но важно продумать возможные вопросы и заранее к ним подготовиться. Ложь становится очевидной, когда рассказчик дает уклончивые ответы, делает паузы, отвечает вопросом на вопрос или пытается увильнуть от прямых уточнений. Избегайте закрытых поз, несвойственных прикосновений, демонстративных движений. Проанализируйте свою жестикуляцию: когда человек врет, он намеренно ограничивает себя и зачастую несвойственная скованность является ярким маркером лжи. Будьте в этот момент актером, но не переигрывайте. Потренируйте «роль» перед зеркалом, а потом запишите себя на видео, чтоб добиться максимально естественного поведения.
Как уйти от темы разговора?
Единственный верный способ скрыть ложь – поверить в нее самому. Принять ее, как правду, и лишь тогда никто и не посмеет сомневаться в вашей правоте. Но бывает так, что нам необходимо избежать неприятной для нас темы. Что же делать в таком случае? Каждый человек любит что-либо или кого-либо обсуждать. Исходя из этого, Владислав Зигаёв дает совет:
«Если собеседник вам знаком и вы знаете тех, кого он недолюбливает – попробуйте заговорить с ним именно о нем. Это поможет быстро переключить фокус внимания с себя на другого человека. Другой вариант – это рассказать тайну, которая для вас безопасна. То, чем вы можете поделиться. Людям важно ощущение обладания информации, а если про вашу тайну мало что известно, то можно рассказать что угодно (даже придуманное). Главное делайте это с верой в свои слова».
Техниками грамотного избежания неприятного разговора стоит заниматься продолжительное время. Лучше всего учиться на примерах. Поэтому Шамиль Шаринский дает 10 основных методов и их иллюстрации. Обратите внимание, мы часто неосознанно ими пользуемся.
1. Генерализация (обобщение). Переход частного к общему:
– Что лежит у вас на столе? (допустим, там лежит яблоко)
– Фрукт.
– Что вы ели на завтрак?
– Продукты.
2. Переход на прилагательные свойства объекта.
– Какой именно фрукт лежит у вас на столе?
– Вкусный
– Название какое?
– Редкое
3. Уточнение цели вопроса. На заданный вам вопрос вы контратакуете собеседника уточнением о целях его вопроса.
– Где вы живёте?
– А вы с какой целью интересуетесь?
4. Предположение мотивов собеседника. Продолжение предыдущей техники, с тем лишь отличием, что контратакующий вопрос задаётся с переходом на личность и/или намерения собеседника.
– Вы где проживаете?
– А вы что, хотите в гости?
5. Переформулировка. Встречным вопросом вы видоизменяете смысл вопроса собеседника и заставляете его оправдываться.
– Какой рост у твоей девушки?
– Не стыдно тебе, так бестактно лезть в мою личную жизнь? Собеседник вынужден оправдываться, отвечать на ваши вопросы, тем самым теряя нить разговора.
6. Отсрочка ответа. В ответ на заданный вопрос вы предлагаете неопределённую временную отсрочку.
– Каков размер финансового депозита, выделенного на ваш проект?
– Я предлагаю обсудить это на предстоящем совещании.
7. От частного – к общему, переход на смежные понятия. В ответ на вопрос вы делаете обобщение (см. технику №1), затем переходите на смежные объекты.
– Каков размер заработной платы сотрудников вашего отдела?
– Видите ли, вопрос финансовой составляющей нашей компании очень важен, так как напрямую влияет и на объемы производства. Кстати, о производстве...
8. Контратака переходом на личность со сменой темы. В ответ на неудобный вопрос, вы задаёте встречный неудобный вопрос собеседнику на стороннюю тему.
– Вы всегда такой медлительный?
– Можно подумать, вы идеальный? Вспомнить хотя бы вот это вашу вечную неопрятность...
9. «Хотите поговорить об этом?» Задаёте этот вопрос и пускаетесь в долгие рассуждения, незаметно меняя тему.
– Где вы работаете?
– Хотите поговорить об этом? Что ж, тогда я расскажу вам все по порядку: вначале я работал на заводе, о, кстати, интересный случай там был...
10. «Хороший вопрос. Отвечать я на него, конечно же, не буду...» В ответ на заданный вопрос вы начинаете расхваливать этот самый вопрос, а заодно и личность собеседника. В конце для смены темы задается любой вопрос, касающийся качеств личности собеседника.
– Я заметил, что уровень продаж вашего отдела значительно снизился за последний месяц. Как вы это объясните?
– Хороший вопрос. Можно позавидовать вашей наблюдательности и умением анализировать столь сложные моменты. Видно, что вы отличный сотрудник. Вы наверное, и в школе отличником были?
Главный ключ к успеху, как считает Юна Макеева, это обмануть себя. «Чтобы блеф удался, нужно самому в него поверить», – говорит герой фильма с Челентано. И он прав. Когда человек лжет, то внутри происходит неосознаваемый конфликт между действительностью и ложью, который проявляется в поведении. Если вам удастся убедить себя в истинности вашего рассказа, то вы сможете избежать стрессовой реакции организма. Будьте дружелюбны, но избегайте явного стремления вызвать доверие. Клятвы и убеждения в собственной честности иронично подчеркивают ложь, выдавая, что других козырей уверить собеседника нет. Если знаете, что разговор неизбежен, не дожидайтесь часа X и наводящих вопросов, проявите инициативу, заведите этот разговор первым и начинайте свое выступление.
Техник лжи великое множество, у каждого специалиста свои методы и приемы, но все они сходятся в одном: лгать – тяжелая работа. Подумайте, нужна ли она вам?