Что можно было делать с женой по "Домострою"

Царствование Петра I было первым периодом в истории Руси, когда женщинам и незамужним девушкам было разрешено появляться в обществе, а не сидеть безвылазно взаперти в своих "светлицах". Приказы Петра поколебали вековые установки домашнего уклада, описанные в сборнике правил и наставлений "Домострой", созданного в XVI веке. "Рамблер" разбирался, действительно ли "Домострой" был руководством по "правильному" избиению домашних.

Что можно было делать с женой по "Домострою"
© Кадр из фильма "Как царь Петр арапа женил"

О женах

В реальности "Домострой" выступает против битья жен и даже указывает на необходимость некоторого равноправия в семейных отношениях.

«Во все дни… мужу с женой советоваться об устроении домовном, на ком что положено, и кому которое дело приказано ведать, и тому наказать, как устроить, есть и пить про гостей или про себя».

Если жена ведет хозяйство плохо - не моет посуду, не убирает вещи на место и прочее, ее можно "наказать страхом" за дверями, не на виду у остальных домашних, а после "приласкать". При этом обязанность мужа - следить, чтобы все домашние были накормлены и сыты.

О детях

В воспитании детей разницы по полу, согласно "Домострою", не было - и дочерей, и сыновей следовало воспитывать в полном послушании, а в случае неповиновения наказывать вплоть до "нанесения ран". Сыновей надо было учить мастерству, дочерей - рукоделию.

О слугах

"Домострой" действительно много внимания уделяет правилам битья, но это относится к наказанию слуг. Составитель книги запрещает бить слуг по глазам или по ушам, «под сердце кулаком», деревянными и железными предметами, «посохом колоть», а также указывает, что сечение не должно приводить к порче здоровья. Иначе говоря, «Домострой» налагал табу на жестокость и безрассудную свирепость, свойственную эпохе.

Как указывал ряд исследователей, на философию составителя "Домостроя" (предположительно им был поп Сильвестр - духовный лидер конца XVI века) повлияли реалии того времени: Русь жила в состоянии постоянной боевой готовности страхе перед нападением очередной "орды". Влияние тюркской культуры, особенно на окраинах страны, было заметным.

"С Евангельской точки зрения он не являет нам образ жизни христианской семьи <…> В „Домострое“ нам предлагается культ патриархальной многодетной семьи, больше напоминающей не христианскую, а мусульманскую". -

сказал о "Домострое" профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов.

Рамблер: главные новости