Под напряжением: как правильно противостоять коллегам-агрессорам и начальнику-тирану

Если ваш рабочий день начинается с «разбора полетов» от руководства и противостояния коллегам, норовящих выставить вас в самом неприглядном свете, то скорее всего вы знаете, как нелегко сохранить самообладание и не уйти «в никуда», громко хлопнув дверью.

Как противостоять агрессорам на работе
© Passion.ru

Ведь никто не гарантирует, что на новом месте все будет идеально, поэтому лучше попробовать изменить текущую ситуацию и извлечь для себя максимальную пользу.

О том, как правильно противостоять абьюзерам без ущерба для психики и, конечно, карьеры – в материале Passion.ru.

Если в понедельник утром вы чуть ли не со слезами на глазах переступаете порог офиса и считаете дни до окончания рабочей недели, то, скорее всего, дело не в ваших непосредственных обязанностях, а в начальнике, который в прямом смысле слова взял вас в оборот, и в коллегах, не стесняющихся устаивать вам «подлянки» и подставлять на ровном месте.

И даже если вы первоклассный специалист, это не гарантирует того, что на вашем пути не встретятся такие тираны и агрессоры, из-за которых вам захочется сменить не только место работы, но и, возможно, сферу деятельности. Разбираемся, как исправить ситуацию и обратить ее в свою пользу.

Боссы-тираны славятся своим тотальным контролем (заставляя буквально по минутам расписывать весь ваш рабочий день), постоянно критикуя, обвиняя и переходя на личности. При этом если, в офисе они придерживаются достаточно жестких правил поведения, то дома могут быть тихими и незаметными, предпочитая подчиняться своей второй половинке.

Многие «деспотичные» начальники считают, что если один раз дать слабину, то сотрудники буквально сядут им на шею, в результате чего упадет производительность и, соответственно, прибыль компании.

Вот они и стараются не допустить подобного развития событий, выбирая авторитарный стиль управления и предпочитая стать тем самым шефом, которого все боятся, а, значит, по его мнению, уважают.

Понятно, что в офисе никто не будет с вами нянчиться, но если вас устраивает заработная плата, круг полномочий и перспектива карьерного роста (пусть не сразу, но в обозримом будущем), то вы можете попытаться все изменить, чтобы не впасть в депрессию или не перегореть раньше времени. И не важно, что коллеги подливают масла в огонь – если все сделать грамотно, то их действия обернутся против них же самих.

3 вещи, которые ни в коем случае нельзя делать, чтобы не остаться крайним

«Я тоже могу кричать, и еще как!»

Психологи напоминают, что в данном случае криком вы ничего не добьетесь – ваше поведение вызовет еще большую волну агрессии, с которой справиться будет действительно сложно.

Даже если вы чувствуете, что еще немного и сорветесь, и швырнете в лицо обидчику важные бумаги, смахнете компьютер, а заодно и другую технику, на пол, разобьете дверь или окно, то ничего хорошего вам уже не светит.

С «подмоченной репутацией», плохими рекомендациями и соответствующей отметке в трудовой книжке (увы, но некоторые обиженные шефы не гнушаются подобными вещами) вам будет сложно надеяться на какой-то достойный вариант, ведь из данной компании вас однозначно попросят.

Начальник точно не оставит вас в покое, пока вы не скроетесь за дверью (да и в этом случае он будет еще долго обижаться и придумывать план месте, поверьте). Поэтому идею «наорать и вздохнуть с облегчением» отметаем сразу и ищем более действенные варианты.

«Ничего не поделаешь, придется принять»

Другая крайность – смиренно принять все нападки руководства и завистливых коллег. Психологи утверждают, что если просто молчать и не предпринимать никаких действий, то можно заработать нервный срыв и другие проблемы со здоровьем. Уверены, что такого исхода вы не хотите.

К тому же, как только вы даете начальству почувствовать, что действительно являетесь посредственным сотрудником и готовы сделать все, лишь бы не потерять свою работу, на вас начинают навешивать дополнительные обязанности и требовать от вас практически невозможного.

Стоит ли говорить, что ни о какой дополнительной оплате труда (премии или бонусах) речь даже не идет?

«Если вы не перестанете меня третировать, то я уволюсь»

Ставить ультиматум тоже не стоит, уверяют эксперты. Ведь шеф может воспринять это как вызов и быстренько удовлетворить вашу просьбу. А зачем ждать, если вы сами изъявили желание?

К тому же, как известно, незаменимых людей нет и, кто знает, возможно уже завтра достойный (и более бойкий) кандидат займет ваше место в данной компании.

Совет психологов не пытайтесь манипулировать руководителем: иначе можно без работы остаться гораздо раньше, чем вы планировали.

Что можно (и нужно сделать), чтобы поставить на место коллегу-агрессора или начальник-деспота

«У вас очень интересная точка зрения, возьму на заметку»

Если не получается ограничить общение с подобными людьми, то постарайтесь не идти на провокации, будьте всегда подчеркнуто вежливы и предупредительны.

Скажите человеку что-нибудь приятное, например, про его прическу или наряд, и заодно подчеркните, что его точка зрения показалась вам интересной, в случае необходимости вы обязательно к ней вернетесь.

Главное, по мнению психологов, не идти на конфликт, который может спровоцировать новую волну агрессии и недопонимания.

«Опять 25»

Метод «заезженной пластинки» весьма эффективен при общении с людьми, пытающимися вами манипулировать (или вызывающие вас на ответную агрессию).

Другими словами, что бы они вам не говорили, вы можете гнуть свою точку зрения, подавая одну и ту же информацию под разным углом.

В данном случае важно, чтобы вы отключили эмоции и монотонно твердили одно и то же, пока другим это не надоест. В конце концов агрессоры поймут, что толку от вас они не добьются и переключатся на другую жертву.

«Я признаю, что допустила ошибку, но уже нашла решение»

Чтобы не отсиживаться в надежде, что вашу оплошность не заметит босс или коллеги, которые мечтают выжить вас из офиса как можно скорее, наберитесь смелости и предупредите о своей ошибке.

Но для начала подумайте, как можно оперативно (и не затратно) исправить ситуацию, и тогда дополнительных вопросов (а заодно и каких-то мер наказания) к вам не возникнет.

И ни в коем случае не опускайтесь до самобичевания, иначе вы лишь загоните себя в тупик и еще больше усугубите ситуацию.

«Прекрасная погода, не правда ли?»

Психологи рекомендуют действовать нестандартно и на нападки агрессора отвечать или подчеркнуто вежливо, или весьма неожиданно. Ведь обычно такие люди ожидают ответную реакцию, поэтому ваше нестандартное поведение может сбить их с толку или вовсе оставить вас в покое.

Иными словами, какой толк доставать человека, который совершенно не дает им ожидаемые эмоции, вместо этого лучше найти кого-то, кто будет более восприимчив к подобным действиям и не сможет вовремя дать отпор.

«Никакой лести, только правда»

Еще одна ошибка, которые допускают многие работники, столкнувшись с подобным отношением – начинают льстить обидчикам в надежде изменить их отношения и даже заручиться поддержкой.

Увы, но это имеет прямо противоположный эффект и вместо ожидаемого «потепления» они получают новый шквал негатива, критики и агрессии.

Обычно такие люди очень быстро распознают обман и используют потом данные уловки против вас же самих.

«Извините, но я не играю в эти игры»

Вместо того, чтобы ввязываться в склоки и разборки, лучше сразу обозначить свою позицию, заявив, что вы уважаете чужое мнение, но сами не намерены принимать чью-либо сторону.

Психологи утверждают, что чем меньше вы будете принимать участия в интригах, тем больше шансов, что вас не попросят написать заявление по собственному при первой же возможности.

И вне зависимости от того, чтобы не случилось, оставайтесь спокойной и предельно вежливой, в противном случае вы дадите агрессорам новый повод для нападок.