Эффект Веблена, или Как мы неосознанно скупаем все товары

Многие люди сталкивались с ситуацией, когда совершенно случайно приобретали совсем ненужную вещь. Какие эмоции в этот момент они испытывали? Что подтолкнуло их на необдуманные траты? “Рамблер” постарался найти ответы на эти вопросы.

Почему мы скупаем все подряд
© depositphotos.com

Экономист был прав

В 1950 году американский экономист Харви Лейбенстайн обозначил новое отклонение в поведении человека и назвал его "эффектом Веблена". Харви отметил, что каждый человек может вести себя как настоящий сноб, не осознавая этого. По мнению Лейбенстайна, эффект проявляется, когда люди приобретают товары для того, чтобы произвести неизгладимое впечатление на окружающих. Человек не оценивает реальную цену товара, а складывает ее с престижным потенциалом покупки, увеличивая стоимость практически в несколько раз. Эффект Веблена актуален для людей, которые ценят статус товара и являются приверженцами каких-либо марок и известных брендов. Этому эффекту могут подвергаться люди, находящиеся в так называемом подвешенном состоянии и пытающиеся сменить свой социальный статус на более высокий. Самое интересное, при этом эффекте, чем больше цена, тем стремительнее повышается спрос на товар.

Как это влияет на психику

Чтобы увидеть влияние эффекта Веблена на психику человека, достаточно посмотреть на окружающих вас людей. В первую очередь, это показатель того, что в психике людей, подверженных эффекту, преобладают мотивы стремления к роскоши, независимости и престижу. Его влиянию в большей степени подвержена молодежь. В современном мире существует представление: чем дороже будут новинки, тем больше людей захотят их приобрести. Такое не совсем правильное соотношение цены, качества и желания потребителей сказываются на самооценке подростков, да и многих взрослых людей. Они могут считать себя недостаточно успешными и счастливыми, если не имеют определенных вещей, которые себе могут позволить другие. Также эффект Веблена доминирует в отношении экономического расслоения и повышает риск разжигания массовых конфликтов между богатым и бедным населением Земли.

Похож на сноба

Эффект Веблена имеет схожие признаки с эффектом сноба. Но стоит отметить, что существуют значительные черты, которые указывают на то, что эффект, открытый Харви, может выражать настоящее психическое отклонение человека. Эффект сноба зависит от размеров потребления остальных, тогда как эффект Веблена зависит прежде всего от цены на аналогичные товары, когда потребитель выбирает самую высокую цену из возможных. Люди, страдающие таким отклонением, теряют объективное видение картины. В надежде не прогореть, они платят огромные деньги, чтобы угодить другим.

Рамблер: главные новости