Ещё

Почему эффект доктора Фокса мешает нам жить 

Почему эффект доктора Фокса мешает нам жить
Фото: depositphotos.com
Как часто, слушая выступление оратора, вы обращали внимание на подачу информации? Вы можете столкнуться с тем, что история, которую вам будут рассказывать, действительно окажется интересной. Но сама речь спикера, его интонация, постоянные жесты покажутся вам сомнительными и начнут отвлекать от сути истории. "Рамблер" выяснил, почему нам приходится сталкиваться с эффектом доктора Фокса и стоит ли с ним бороться.

Что это такое

Классический эксперимент был проведен в начале 1970-х годов Д. Нафтулиным, Дж. Уором и Ф. Донелли на медицинском факультете Университета Южной Калифорнии. Три отдельные группы специалистов, включая психиатров, психологов и различных социальных работников, участвовали в конференциях, на которых поднималась тема непрерывного образования.
О выступающем враче информация была предоставлена заранее. Зрителям рассказали, что «доктор Майрон Л. Фокс» — настоящий авторитет, и перед ними выступает один из самых опытных врачей и автор десятка статей по математике образовательных систем. Но на самом деле, все выглядело немного иначе. Человек, исполнявший роль Фокса, был настоящим актером, который прочитал всего одну статью, касающуюся заданной тематики. Это подтверждало то, что никакого отношения к образованию, а уж тем более к теории игр в нем он не имел. Нафтулин, Уор и Доннелли научили актера читать лекцию с чрезмерным использованием двусмысленности, неологизмов и противоречащих друг другу заявлений. Фактически, многие из присутствовавших, ориентировалась в заданной тематике намного лучше, чем заявленный докладчик. Несмотря на практически бессмысленную речь, актер представил информацию в живом и юмористическом стиле. Он тепло общался с аудиторией и постоянно удерживал ее внимание. После занятия участники заполнили опросник, в котором предлагалось оценить роботу лектора. Проведя анализ результатов 55 респондентов, команда ученых пришла к выводу, что подавляющее большинство людей охарактеризовали Фокса и представленный им материал положительно.

Волна противоречий

Спустя 7 лет ученые из Иерусалима решили опровергнуть теорию Нафтулина и провести эксперимент заново. Используя 247 студентов из разных курсов и направлений, они попытались максимально точно следовать оригинальному проекту. Увидев видео лекции «доктора Фокса», студенты также заполнили опросники, оценивающие докладчика. Только на этот раз они были поделены на группы, в которых форматы опроса отличались друг от друга. Первой группе был предоставлен оригинальный опрос, используемый в 70-х, а второй несколько иные анкеты. Это было сделано для того, чтобы проверить, повлиял ли формат ответов «да / нет» на результаты. Но даже то, что исследователи исключили положительно сформулированные вопросы, не смогло заставить усомниться в речи "доктора Фокса". Второй эксперимент подтвердил, что при изменении условий оценки, реакция может остаться прежней, если авторитет выступающего останется таким же.

Эффект в жизни

Фактически, исходя из результатов экспериментов, стало понятно: можно добиться расположения аудитории в независимости от того, какой смысл несет само выступление. Если человек слышит незнакомую для себя информацию, поверить в ее истинность гораздо легче, когда спикером выступает привлекательный и харизматичный человек. На таком принципе основываются речи многих современных лидеров. Ведь их основная задача — убедить слушателей в истинности своих слов. Чтобы психологический эффект работал в полной мере, нужно не забывать о следующих сопутствующих факторах:
  1. Наблюдательность. Если оратор следит за аудиторией, чувствует настроение в зале, то он может предсказать реакцию слушателей. Такое отношение помогает лектору корректировать ход своего выступления.
  2. Воображение. Спикер, который хочет заинтересовать своих слушателей, должен заранее подумать о разных исходах события. Умение ориентироваться в ситуации крайне важно для хорошего оратора.
  3. Эмоциональная вовлеченность. Мы «отзеркаливаем» эмоции окружающих нас людей. Чтобы аудитория испытывала положительные эмоции от предоставленной информации, сам оратор должен ощущать подобное чувство.
  4. Знание материала. Даже если доклад строится на доводах и выдвижении какой-либо теории, спикер должен точно понимать о чем он рассказывает.

Я не хочу быть жертвой

Для того, чтобы не стать жертвой лектора-обманщика, будьте внимательны при прослушивании лекции, старайтесь задавать как можно больше вопросов и переводить научные термины. Такие мероприятия стоит посещать осознанно, только если вы действительно увлечены темой встречи. Иначе вы рискуете получить ложную информацию и просто потратить драгоценное время впустую.
Видео дня. Что на самом деле думают питомцы о своих хозяевах
Женский форум
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео