Что такое «испанский стыд» и почему мы его испытываем
Такое чувство как «испанский стыд», то есть нерациональное ощущение неловкости за поступки других людей, знакомо многим. Испытать это чувство можно, наблюдая за действиями других людей, поступками героев фильма и даже просто размышляя о чьем-то поведении. Если само определение этого явления более-менее понятно, то с его природой все обстоит гораздо сложнее.
Несмотря на то что понятие это абсолютно интернациональное, в русский язык оно пришло из английского, в котором звучало как Spanish shame. В самом испанском языке оно выглядит конкретнее — vergüenza ajena, то есть «стыд за другого». Что заставляет людей во всем мире «краснеть за других» лучше всего расскажут психологи.
Психолог Арина Липкина утверждает, что чувство неловкости за других — это вполне нормальное и легко объяснимое с точки зрения науки явление.
Позор «оживает» не только в психике, но и в теле. Когда-то мы сами могли оказаться в неприятной ситуации, и теперь это «оживление» заставляет нас скрываться от самих себя: перестать смотреть фильм, отвернуться, выйти из комнаты, перейти на другую сторону улицы. Не быть, не присутствовать, не видеть. Человека, попавшего в неловкую ситуацию, мы автоматически считаем виновным в нарушении правил, гласных или негласных. Мы спроецировали происходящее на себя и теперь стараемся подавить эти воспоминания. В конечном счете мы стыдимся собственного позора, опыт которого есть у каждого из нас.
С этим тоже вроде все ясно. Но с какой стати мы должны испытывать внутренний дискомфорт потому, что кто-то совершил ошибку или глупость? Этот вопрос мы задали психологу Надежде Пылаевой, которая назвала сразу несколько причин, почему мы сталкиваемся с этим явлением.
1. Мы слишком требовательны к себе и запрещаем себе выглядеть глупо или неловко. При этом сила запрета имеет такую силу, что нам даже тяжело смотреть на ошибки людей со стороны. Это один из знаков того, что мы не можем принять самих себя, со всеми своими слабостями и недостатками.
Эти установки и запреты появляются не вдруг и не тянутся за нами из детства. Мы можем приобретать их на протяжении всей жизни. Следует помнить, что стыд — это не врожденная эмоция и мы учимся стыдиться в возрасте от 3 до 7 лет. В формировании стыда основную роль играет порицание окружающих. Со временем стыд может превратиться из естественной реакции на окружающие нас события в постоянное внутреннее состояние.
2. Мы берем на себя ответственность за чужие поступки. Наблюдая за действиями других, мы можем ощущать причастность к происходящему и часто считаем, что как-то можем оказать влияние на события. Человек, оказавшийся в неловкой ситуации, может восприниматься нами как лицо, виновное в нарушении гласных и негласных правил общества.
Психотерапевт Алена Прихидько объясняет эту сторону проблемы следующим образом:
Стыд, вина и смущение относятся к триаде социоморальных эмоций. Они возникают, когда затрагиваются наши моральные нормы и нарушаются нравственные правила. Наблюдая за «позором» участников события, одни испытывают мучительную неловкость, другие насмехаются.
3. Инстинктивный страх отвержения. Хорошо известно, что еще в глубокой древности изгнание из племени было самым жестоким наказанием, иногда приравнивавшимся к смерти. Страх, что ты сам или другой человек может быть отвергнут обществом из-за какого-то проступка, продолжает жить внутри нас и иногда проявляет себя стыдом за других.
4. Идентификация себя с другими людьми. Мы можем относить себя к той же группе, что и человек, совершивших глупый поступок на экране или в реальной жизни. Поэтому в своих глазах мы становимся не слишком хороши, хотя и не имеем ни малейшего отношения к поступку, вызвавшему «испанский стыд».
При этом необязательно будет стыдно за родственника, друга или коллегу по работе. Эту сторону явления Алена Прихидько объясняет с точки зрения современной психологии так:
Стыд и гордость за другого возникают не только когда этот человек относится к той же малой группе, что и мы: семье, школьному классу, отделу на работе, но и когда мы оба принадлежим одной и той же большой социальной группе, членство в которой значимо для нас. Например, один психолог может испытать стыд за другого незнакомого ему психолога, с которым его объединяет принадлежность к профессиональному сообществу.
«Испанский стыд» — это как бы оправдание. Мы говорим своей реакцией окружающим — хоть я чем-то и схож с этим человеком, но на его месте так никогда не поступил.
Публичные ошибки других могут вызывать у нас разные степени дискомфорта. Это происходит из-за разного уровня эмпатии — чем о выше, тем вероятнее то, что мы будем краснеть за других людей. Сотрудники Университета Любека (Германия) выяснили, что всему виной наша склонность сопереживать. Чем она выше, тем сильнее нам хочется оградить от неловкой ситуации другого человека.
Кстати, ярче всего это проявляется при просмотре комедийных фильмов и реалити-шоу. Одни испытывают мучительную неловкость, наблюдая за позором киногероев или участников программы, а другие, наоборот, насмехаются, подпитывая этим свою самооценку.