Описан самый жесткий сценарий коронавируса в России

Описан самый жесткий сценарий коронавируса в России

Казалось бы – летом мы уже вроде бы вышли на плато пандемии, но сейчас об этом уже все забыли и прогнозируют новый пик. Ежесуточный прирост пациентов с коронавирусом уже превысил порог в 16 тысяч человек. По последним прогнозам Роспотребнадзора, пик заболевания наступит, когда прирост достигнет 20 тысяч человек, то есть совсем скоро. Но другие эксперты говорят, что мы лишь вступили в фазу экспоненциального роста и должны готовиться к худшему.  

Фото: Наталия Губернаторова

– Официального названия “первая волна” или “вторая волна” нет. И чего говорить о второй волне, когда волнение идет все время? – говорит известный инфекционист, доктор медицинских наук, профессор Николай Малышев. – Летом мы думали, что выходим на плато. Плато достигается, когда количество госпитализированных сравнивается с количеством выписанных – этот термин, на мой взгляд, ненужное изобретение.

А вот говорить о пике разумно. После него должно наступать снижение. А оно уже может быть кризисом, а может быть лизисом. Кризис – это когда смертность идет резко вниз, а лизис – когда постепенно. К сожалению, в нашей стране население до сих пор не соблюдает элементарные правила гигиены.  

Младший научный сотрудник Института биохимической физики РАН, аспирант МГУ им. Ломоносова Александр Кудрявцев на основании существующих моделей поведения других коронавирусов составил прогноз дальнейшего распространения заболеваемости. существенно отличающийся от прогноза Роспотребнадзора, который обещает нам пик уже буквально через пару недель, а затем начнется снижение. Прогноз эксперта слабонервным лучше не читать.

“Если мы будем смотреть, как ведут себя другие сезонные коронавирусы, то увидим, что с июня и по ноябрь заболеваемость популяции составляет не более чем 1,5%. Каждый штамм поражает 0,1-0,7% популяции. Это довольно терпимая цифра, больницы не чувствуют проблем, иммунитет крепче, чем в холодные сезоны, всех вылечивают, смертность снижается. Можно сказать, неплохое время, – объясняет Кудрявцев. – В ноябре-декабре наступает подъем. А вот уже к декабрю коронавирусами обычно заболевает 4-5% популяции. То есть, это уже как минимум в три раза больше летних значений. 

Подъем этот с 1,5 до 4-5% происходит за ноябрь, поэтому я и удивился, когда уже в октябре в ЕС начали вводить строгие ограничения, а число жертв там превысило пиковые значения весны. И уже в декабре происходит достижение максимальной патогенности.

За декабрь происходит удвоение числа заболевших. С 4-5% зараженных в популяции в начале эпидемии, к новому году число инфицированных достигает 9-10%. Этому нас учит статистика по предыдущим штаммам. 

В январе-феврале наступает апогей. В этот сезон, наиболее холодный в северном полушарии, достигается пик заболеваемости. По сравнению с летними значениями, заболевших в 10 раз больше. Медицина не справляется с перегрузками, на одного больного меньше лечащих врачей, становится сложнее лечить и смертность повышается. Таким образом, если скоррелировать ситуацию на новый коронавирус, самых больших жертв стоит ожидать именно в этот момент”.

Александр Кудрявцев считает, что для того, чтобы остановить распространение болезни нет иного варианта, кроме полного закрытия городов: “Маски и респираторы уже не спасут. Потребуется очень серьезная защита, чтобы хотя бы снизить начальную инфицирующую дозу, понизив тем самым остроту болезни.

Те, кто будет гулять, конечно же, подвергнутся наибольшему риску. В марте-мае начнется спад. Только с этого момента можно будет ожидать каких-то послаблений. Но осторожных, постепенных. Полного возвращения к нормальной жизни до вакцинации ждать не приходится. Максимум, что мы можем ожидать, это примерно такого же лета, как и было у нас в этом году, в следующем. И что к осени будут начаты программы массовой вакцинации”.

Спикер подчеркивает, что это всего лишь его оценка, исходя из того, что происходило ранее: “Не факт, что все будет именно так. Число активных случаев летом было около 200 тысяч, плавно снижаясь до 150 тысяч. Если опираться на эти значения, то пиковых значений в январе-феврале стоит ожидать примерно 1,5-2 млн человек, болеющих в конкретный момент времени. И таких месяцев будет довольно много, декабрь-март, – то есть три-четыре месяца система здравоохранения будет испытывать максимальные перегрузки. Надеюсь, карантин будет введен как можно быстрее. Не стоит слушать тех, кто говорит, что в октябре мы выйдем на плато. Не может такого быть, если все будет так, как устроено природой”.

Кстати, еще в январе Кудрявецв призывал закрыть все границы с внешним миром: “Если бы это случилось тогда, мы жили бы свободнее сегодня. Это видно по тому, что Китаю теперь уже живется гораздо легче, чем Европе. Не будем же повторять ошибок и усугублять ситуацию. Сделайте правильные выводы и будьте готовы к тому, что ожидает нас дальше. Сейчас мы вступаем в фазу экспоненциального роста. Возможности системы здравоохранения скоро будут исчерпаны”.

Источник