В чем разница между молитвой и медитацией
Слухи сильно преувеличены
Из чего складывается экономика Церкви? На какие деньги живут священники и другие служители Церкви?
41‑е правило святых апостолов, которое является частью канонического права православной церкви, четко говорит, что «служащие алтарю от алтаря питаются». То есть то, что приносят люди в качестве пожертвования в храм, и является основным доходом священников и диаконов (тех людей, которые помогают священникам при Богослужении). Эти пожертвования могут быть как финансовыми, так и в виде продуктов, которые приносятся на церковный канон (специальный столик в храме).
Священникам и диаконам (их еще называют клириками) нельзя заниматься никакой светской работой, кроме случаев крайней необходимости (в Западной Европе, например, они нередко работают водителями или в офисах и т. д., так как там мало прихожан). Поэтому размер дохода священника напрямую зависит от количества прихожан, которые приносят пожертвования.
В Волгограде, например, он может быть 20‑30 тыс. руб., а в сельской местности может быть и около 10 тыс. руб. Но если учесть, что у священников в среднем трое-четверо детей, то, согласитесь, это очень небольшой доход. Все остальные служители церкви (алтарники, чтецы, певцы хора), как правило, работают на основной светской работе, которая является их основным источником дохода, а за церковное служение или ничего не получают деньгами (чаще продукты им дают), или получают просто копейки. Поэтому слухи о сказочном богатстве священников сильно преувеличены. У меня десятки знакомых священников по всей России, но есть лишь несколько с большим доходом, да и те очень многодетные (пять-восемь детей).
Да, и еще: государство в последние 30 лет сильно помогает Церкви, но эти деньги почти все идут на строительство или восстановление разрушенных храмов. Посудите сами: сначала самим государством было разрушено или закрыто и заброшено примерно 80 тысяч церквей, а теперь их всего только 30 тысяч! Разве у государства нет обязанности помогать Церкви в таком случае?! Полагаю, что ответ очевиден.
Сходная форма, но разное содержание
Чем молитва отличается от медитации и что вообще дает молитва человеку?
Молитва – это общение человека с Богом. Святые отцы православной церкви говорят, что молитва – естественное состояние ума. То есть быть в беседе с Богом – это естественно для человека. Из этого следует, что цель молитвы – установление двусторонних отношений с живым настоящим Богом – с Иисусом Христом. Именно поэтому самая краткая молитва называется Иисусовой и звучит так: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя (меня) грешного.
Целью же медитации является сосредоточение на себе, на своем эго, а не на Боге, отключение своего сознания и уход в нирвану, в абсолютное небытие (в буддизме) или установление контакта с ложными богами-идолами (в индуизме, в котором в каждой местности есть своей бог-идол). И получается, хотя по форме молитва и медитация похожи (в обоих случаях их суть в повторении определенных кратких формулировок), но они имеют разные цели и следствия их достижения.
В Православии молитва дает человеку соединение человека с Богом и Божественную энергию (благодать), которая преображает нашу душу, делая ее смиренной, доброй, милосердной, чистой и в конечном итоге счастливой, а неправославная медитация взращивает в человеке гордость и эгоцентризм, соединяя человека с демонами и их энергией, в основе которой – гордость, эгоизм.
Вспомним слова Писания о том, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Первое Соборное послание Апостола Петра, 5:5).
Кольцо невинности
Что Церковь говорит об отношениях между мужчиной и женщиной, в том числе вне брака? Можно ли жить вне брака мужчине и женщине? Ведь сейчас XXI век…
Православная церковь во все времена благословляет отношения между мужчиной и женщиной, но только в браке. Только такие отношения являются законными и правильными, ибо в их основе – взаимная любовь брачующихся и их взаимная ответственность друг за друга и за своих детей. Добрачные отношения являются смертным грехом, так как убивают душу человека, и называются на церковном языке блудом (от слова блуждать, заблуждаться) и осуждаются так же, как и измена в браке (прелюбодейство).
Таким образом, Церковь настаивает на сохранении девства до брака. Причем и женщиной, и мужчиной. Почему так важно иметь в качестве единственного партнера по интиму только своего супруга / супругу, почему нельзя вступать в интимные отношения со многими людьми? Да потому, что по‑настоящему полюбить даже одного человека как целостную личность, полюбить не только его тело, но и душу – это очень трудное дело длиной во всю жизнь! Вы посмотрите вокруг, как мало любви сейчас, даже в семьях, которые прожили много лет! Научиться любить другого человека, даже своего супруга / супругу не как кусок мяса, не как средство получения физических наслаждений, а как Богоданную и уникальную человеческую личность, при этом жертвуя своими интересами, – это тяжелейшая вещь, это наука из наук и искусство из искусств! И этому невозможно научиться быстро, без труда, без взаимной ответственности, уважения, терпения, доверия, снисхождения и, наконец, жертвенности! А обретение всех этих качеств возможно только при содействии Самого Творца – Бога, создавшего и мужчину, и женщину. Поэтому для создания счастливой семьи на Руси обращались к Богу и Его святым, например, к святым Петру и Февронии.
Наши предки говорили: «Хочешь идти – молись, хочешь плыть – молись дважды, хочешь жениться – молись трижды». Почему так? Потому что в женитьбе риск ошибиться и потерпеть катастрофу максимальный!
Поэтому Церковь и говорит: сначала дружите, узнавайте друг друга как личности, а не как объекты постельных сцен, а потом узаконивайте отношения (хотя бы в загсе, но в идеале через Таинство Венчания) и учитесь с Божией помощью любить друг друга в браке. Вы думаете, сегодня сохранять целомудрие до брака невозможно? Но пример моих многочисленных знакомых православных братьев и сестер говорит об обратном! Да и некоторые известные российские знаменитости тоже со своими будущими супругами дружили до брака, сохраняя целомудрие. К примеру, Андрей Мерзликин, Дмитрий Дюжев и Илья Любимов. Кстати, в США сейчас это популярная тенденция – надевать кольцо невинности в день помолвки, затем дружить, сохраняя целомудрие, и вступать в отношения уже в браке. В США даже есть движение за сохранение девства. Среди знаменитостей, которые сохранили себя в девстве до брака, – Джессика Симпсон, Лиза Кудроу, Бейонсе, Уитни Хьюстон, Селин Дион, Хилари Дафф, Мэрайя Кэри, Брук Шилдс, братья Джонас, Мэттью Моррисон. Правда, не все из них отличаются целомудренным поведением на публике и в своей деятельности, к сожалению. Но факт остается фактом.
Марина Злобина © Фото: ИД «Волгоградская правда» / Сергей Григоренко.