В верховном суде США начался процесс потомков еврейских антикваров против немецкого Фонда прусского культурного наследия о продаже в 1935 году "сокровища Вельфов". В случае, если судьи сочтут возможным рассмотрение этого дела, будет создан прецедент использования американского суда для разрешения такого рода споров.

"Сокровище Вельфов" - это коллекция, состоящая из 42 произведений церковного искусства, включая алтари, кресты и другие христианские реликвии, изготовленные из золота в период с XI до XV века и пожертвованные благородными рыцарскими семействами Брауншвейгскому собору. Согласно инвентарному списку 1482 года, в соборе насчитывалось 140 реликвий, которые в середине XVII века были переданы старейшему европейскому роду Вельфов. В 1929 году один из наследников этой династии герцог Эрнст-Август Брауншвейгский продал 82 предмета из этой коллекции трем франкфуртским антикварным фирмам. Антиквары заплатили за золотое собрание Вельфов 7,5 миллиона рейхсмарок, после чего выставили их на аукционы. До 1932 года 40 экспонатов на сумму около 1,5 миллиона рейхсмарок были проданы в частные и государственные коллекции в США. В 1935 году оставшиеся непроданными 40 объектов, находившихся на тот момент в Амстердаме, купила Пруссия. Прусский министр-президент Герман Геринг преподнес "сокровище Вельфов" в подарок рейхсканцлеру Адольфу Гитлеру. Из-за этого подарка, за который Геринг заплатил 4,5 миллиона рейхсмарок, потомки антикваров уже 12 лет судятся с Фондом прусского культурного наследия. Истцы утверждают, что один из торговцев еврей Сэми Ройзберг был вынужден продать коллекцию за две трети от ее реальной стоимости, в противном случае он сам и его семья не смогли бы эмигрировать из нацистской Германии.

В Фонде прусского культурного наследия считают, что продажа была осуществлена добровольно и по справедливой рыночной цене. Президент фонда Герман Парцингер призвал американский суд отклонить иск, мотивируя это тем, что дело, связанное с продажей немецкими торговцами немецких произведений искусства немецкому государству, нужно рассматривать в Германии. Ожидается, что за этим процессом в США последуют другие, так как, по мнению экспертов радиостанции Deutsche Welle, если суд встанет на сторону истцов, музеям надо будет доказывать, что они являются законными владельцами произведений искусства, которые поступили в их фонды во время пребывания нацистов у власти в Германии.