Нейлоновый рай: как нижнее белье превратилось в самый интригующий предмет женского гардероба?
Французская мудрость гласит: «Красивые женские ножки перевернули не одну страницу истории».
О, эти женские ножки! Многие, наверное, помнят то ощущение, когда впервые вы погладили женскую ножку. Рука скользит по нейлоновому чулку, гладкому, шелковистому, как серфингист по глади волн. В былые времена женщины носили длинные платья и любой кусочек выглянувшей ножки вызывал у мужчин настоящий экстаз. Вспомним Пушкина:
«Летают ножки милых дам;
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры».
«Женские чулки ведь никто практически не видел, кроме самой женщины и ее прислуги. Потому что этот предмет одежды считался нижним бельем, которое не демонстрировали. И во многих литературных произведениях, когда дама садилась в карету, поднимала подол платья и в этот момент был виден фрагмент чулка, это было высшей мерой сексуальности того времени, настолько были сильны нравы», – рассказывает дизайнер Владимир Бухинник.
Если уж мы заговорили о женских ножках, то, конечно, нельзя обойти тему и женских чулок. Долгое время чулки как предмет гардероба носили только мужчины. Чулки были всевозможных цветов и обычно доходили лишь до колен. Они изготавливались из шелка и стоили безумно дорого. У венценосных особ чулки украшались драгоценными камнями и кружевами.
«История чулок и носков на самом деле началась еще в Средневековье. Но тогда это были совсем другие материалы. Это был роскошный шелк, который был не очень удобен в носке. И если мы посмотрим на старинные портреты, мы увидим, что даже у королей художники показывают небольшие морщинки на чулках. Это неудобные подвязки, учитывая, что они должны быть тугими, чтобы вся эта конструкция не сползала. Материал этот был очень и очень дорог, не каждый мог себе его позволить. Поэтому в основном это были шерстяные чулки и даже мужчины носилиих поверх шелковых, чтобы сберечь шелковые для бала», – рассказывает историк моды Марина Скульская.
В средневековой Англии все придворные носили чулки, это было обязательной деталью рыцарского туалета. Более того, английский монарх увековечил ношение чулок, введя в Британии знаменитый орден подвязки. Кавалерами ордена одновременно могут быть лишь 24 человека, 25-ым является сам монарх. Обычно орденом награждались и монархи других государств. Единственным императором, отказавшимся от ордена подвязки, был Петр I.
«Подтверждает это совершенно удивительная вещь. Есть такой орден подвязки. Подвязка – это то, чем крепили чулок, чтобы он сворачивался. Потому что первые чулки были шелковые или сшитые из бархата. История совершенно фантастическая. Это крестовый поход, Ричард I, уставшие рыцари и вдруг появляется святой Георгий, который советует и показывает, как нужно подвязать подвязки на чулки рыцарей. И с этого моменты рождается самый старинный существующий до сегодняшнего дня орден – орден подвязки. Это английский орден, в котором ограниченное количество людей. Есть одна удивительная вещь, связанная с этим орденом. Когда Петру I предложили стать кавалером ордена подвязки, он сказал, что никогда это не примет, потому что он считает себя подданным России, а совсем не Британской империи. Поэтому именно орден подвязки стал таким толчком для создания ордена Андрея Первозванного, как бы вместо этого», – поясняет писатель Александр Мясников.
Так продолжалось довольно долго. Мужчины щеголяли в разноцветных чулках, а женщины обходились без них, благодаря длинным платьям, которые скрывали очаровательные ножки. И как всегда пример революционной моды показала Франция. Любовница короля Людовика XV, знаменитая маркиза де Помпадур бросила вызов мужчинам, фавориткам королей многое прощается.
«Она первая начала носить чулки. И это было таким достаточно вызывающим жестом. Такой дерзкий поступок ей простили, но не могу сказать, что прямо все женщины стали носить этот предмет одежды. Ничего подобного. Вообще предметом повседневной женской одежды чулки стали только в середине XIX века. То есть такой долгий путь проделали. Но даже все-таки упомянуть, что мадам Помпадур жила в чувственную эпоху, и там чулки приобретают значение фетиша, которым, наверное, являются и в сегодняшней нашей жизни, потому что есть уже и другие изобретения, более практичные, о которых мы чуть позже упомянем. Но тем не менее сейчас чулки – это действительно такой истинно дамский предмет, говорящий о сексуальности своей хозяйки обязательно», – уверен дизайнер Владимир Бухинник.
Трудно себе представить, но еще в начале XX века великий французский модельер Поль Пуаре был предан анафеме за то, что он впервые предложил дамам чулки телесного цвета. До этого обычно женщины носили чулки черного цвета. Это была настоящая революция в моде. Телесный цвет чулок создавал иллюзию голого тела, делая женщину более эротичной.
«Но что вы думаете, модельер предан анафеме аморального парижанина за столь дерзкий поступок. Потому что в то время это было просто что-то. Анафеме предан, но чулки телесного цвета стали пользоваться такой популярностью, что через буквально год они стали бестселлером и уже победили все нравы. До сих пор дамы пользуются этим прекрасным изобретением. Но вот таков был ХХ век», – поясняет Бухинник.
Но настоящую революцию в моде женских чулках сделал американский химик Уоллес Карозерс, подаривший миру нейлон. Фирма «DuPont» сделала миллиарды долларов на этом изобретении. Ровно 81 год назад в 1939 году в США впервые стали продаваться нейлоновые чулки, «открывшие» миру женские ноги. Изобретение нейлоновых чулок называют одним из главных событий в мире моды и производства одежды в ХХ веке.
«И вдруг появляется очень тонкий, прозрачный материал. Дальше эта компания усовершенствовала чулки, они стали абсолютно прозрачными, это тоже была потрясающая новинка с тонким красивым швом сзади, который сам по себе считался очень привлекательным и эротичным. Идеальное прилегание, идеальная эргономика, ничего не рвется. Конечно, они были не вечными, но важно было, что этот материал был невероятно прочен. В частности, были невероятные кампании. Например, устроенные в Нью-Йорке в торговом центре на всемирной выставке, где женщинам открывались абсолютно обнаженные ножки, идущие до потолка, двенадцатиметровой высоты. Можно себе представить гигантский памятник. Естественно, они одеты были в нейлоновые чулки, а дальше белье как будто бы просматривалось, но вообще открывалась сама юбка. Эта юбка уже была под потолком фактически. И получалось, что вы смотрите с восторгом на эту невероятную скульптуру и на эти невероятные чулки», – говорит Марина Скульская.
Это было что-то невообразимое. Женщины словно сошли с ума. За капроновыми или нейлоновыми чулками выстраивались огромные очереди. Только за первый 1940 год было продано более 60 миллионов пар «нейлоновой мечты». Но тут началась Вторая мировая война и производство чулок было прекращено. Нейлон стал выпускаться только для нужд армии. Из него делали канаты, парашюты и другие изделия.
«В Америке были карточки для дам. Эти карточки касались нейлоновых чулок. Только шесть пар в год, ни больше, ни меньше. И вот тогда появилась удивительная традиция, которая потом странным образом уже после войны дошла до Европы, а потом и до нашего отечества. Появилась идея красить ноги под вид этих нейлоновых чулок. Там был еще один важный аспект – это стрелка сзади. Парикмахерские мгновенно перестроились: туда приходили барышни и им красили ноги, рисовали чулок, рисовали пятку, которая была там такая специфическая. Мало того, для полного изыска рисовали такой кусочек штопанный. Это была целая культура, связанная с этим рисованием», – рассказывает писатель Александр Мясников.
В предприимчивой Америке во время войны сразу начали производить специальную краску, имитирующую нейлоновый чулок, которую наносили на голые ноги. Повсюду открывались салоны, где мастерицы раскрашивали ноги под нейлон.
«Женщины приходили в салон для того, чтобы заказать раскраску ног, как сегодня заказывают рисунок или татуировку. И причем заказать можно было все – и пояс для чулок, нарисованный с ленточками и подвязками, со всеми микродеталями красивыми, которые сопутствуют этому нижнему белью. Действительно было очень много поклонниц. Другое дело, сколько они после этого не мылись и сколько это стоило, если учесть, что на черном рынке чулки продавались уже не по полтора доллара, а по десять, то можно себе представить, насколько это было дорогое удовольствие. Насколько люди были одержимы этой идеей красивого нового вот такого прозрачного белья», – объясняет Марина Скульская.
Популярность нейлоновых чулок была настолько высокой, что военное командование США даже решилось на беспрецедентную меру. Чтобы обеспечить сексуальные нужды своих солдат, они включили в солдатский паек наряду с шоколадом, сигаретами и жевательной резинкой шесть пар нейлоновых чулок. Чулки стали символом платы за секс.
«Власти говорили, что, если ваша жена, сестра или дочка вернутся домой с банкой тушенки и упаковкой чулок, не надо спрашивать их, за какие услуги, каким образом ей эти дары достались. Можно себе представить, насколько вообще чулки были стратегически важным материалом, насколько важно было моральное и психологическое благополучие женщин, что им разрешалось вести себя довольно вольно, поскольку наградой были вот те самые вожделенны чулки, если они приравнивались к тушенке. В Англии, как и во всей Европе, было очень голодно. В частности, в той же Англии мужьям говорили, чтобы они не спрашивали свою жену, из чего она сделала обед. Выпускали специальные брошюры, которые объясняли, как заменить мясо, как заменить сахар, как испечь пирог, в котором ничего не было», – делится Скульская.
После войны нейлоновые чулки с небывалой скоростью завоевывают мир. Они порождают целую индустрию моды. Появляются кутюрье, специализирующиеся на эротическом женском белье, всевозможные женские пояса, подвязки, резинки делали из женщины сексуальную богиню. Многие звезды Голливуда в фильмах и рекламных роликах пропагандируют образ женщины из нейлонового рая. Например, бесподобная Софи Лорен в фильме «Прет-а-порте» долго раздевается перед уснувшим Марчелло Мастроянни. С чулками связаны и многие скандалы. Так прелестная Анжелина Джоли посмела явиться на прием к британской королеве без чулок.
«Она была приглашена на прием к английской королеве. И явилась в очень приличном костюме, без декольте, в юбке длины миди, но у нее были голые ноги. И на прием к английской королеве, конечно, это не положено. На нее прямо обрушились, что нарушила этикет. Потому что к английской королеве положено и колготки, и чулки, и правильные туфли», – поясняет Бухинник.
В самом конце 40-х годов прошлого века нейлоновые чулки, их еще называли «нейлонки», появились и в СССР. Стоили они гораздо дороже привычных советских хлопчатобумажных, но модницы готовы были переплачивать в десять раз больше, чтобы добыть заветные чулочки. Капроновые чулки позволяли советской женщине прикоснуться к красивой жизни, почувствовать себя желанной.
«После окончания Второй мировой индустрия дошла и до социалистических стран, и до СССР. У нас советовали чулки класть в холодильник часа на два и вообще советовали хранить их в холодильнике. Я думаю, кто-то из наших зрителей помнит, как в старых чулках, с которыми никак не расставались, когда они были уже все изодраны, хранились луковицы или чеснок. Все это подвешивалось к батарее. Под брюками тоже совершенно спокойно носились порванные чулки, потому что это был такой элемент роскоши, такой невероятно роскошной жизни, что расстаться с ним было совершенно невозможно», – рассказывает Марина Скульская.
Капроновые чулки берегли как зеницу ока и надевали лишь на танцы или на свидание. Капрон и наши морозы – вещи несовместные, но закаленные советские женщины носили капроновые чулки и в сорокаградусный мороз.
«В нашем климате капрон буквально врастал в мороз в кожу. И когда в моду вошли мини-юбки, это было в нашей стране в 80-ых, а на Западе в 60-ых, носили уже не чулки, а колготки. А кто-то еще и чулки донашивал. Вот с мини-юбками носили их круглый год. Конечно, это было страшное зрелище, потому что они впивались буквально в кожу, их нужно было отдирать. Вся эта синтетика выглядит очень красиво, но все равно она была не так совершенна в этом смысле, как, например, шелк», – вспоминает эксперт.
К тому времени юбки постепенно укорачивались и пройтись по улице в короткой юбке и нейлоновых чулках было верхом моды и сексуальности, хотя в СССР, как известно, секса не было. Журналы давали полезные советы, как сберечь нейлоновое чудо. Советовали, как штопать чулки, причем самым лучшим считалось штопать собственными волосами, так как штопка подходила под цвет тела.
«Мода дамская – это страшная вещь. Появилась мода на белые чулки. Вот белые и все. Здесь не было белых чулок, но барышни наши советские щеголяли в белых чулках, потому что народ наш непобедим. Когда стало известно, что пришла мода на белые чулки, делали очень просто – опускали их в хлорку, они после этого надевались максимум два раза, но дама долго могла ходить, показывая, что у нее есть белые чулки. То же самое с черными – они красились просто обыкновенными черными чернилами, потом еще надо было ноги мыть долго, но зато она ходила в этих черных чулках. А журналы «Работница» и «Крестьянка» – они же давали всякие умные советы – я хоть и плохо помню про чулки, но там советовали положить их на два часа в холодильник, чтобы они дольше сохранялись, еще была какая-то чепуха. Я помню, что там давали советы, как из моркови и селедки сделать красную икру – это был вот этот самый период», – говорит Андрей Мясников.
Конечно, появление нейлоновых чулок стало прелюдией к сексуальной революции середины 60-х годов прошлого века. Когда женские юбки задрались чуть ли не до пупка. Эпоха мини стала возможной благодаря появлению колготок, которые прочно завоевали модный олимп. Но капрон сделал главное – он открыл миру красоту женских ног.
«Настоящая революция, конечно, произошла с появлением колготок. Когда Мэри Куант представила мини-юбку, то стало понятно, что чулки уйдут в какую-то другую область жизни. И они действительно ушли, они стали элементом такого бессмысленного непрактичного эротического комплекта с поясом и подвязками. Это те комплекты, про которые консультанты совершенно справедливо говорят, что не нужно думать, что вы будете носить сверху, джинсы или платье. Вы ничего сверху не будете носить – эти комплекты нужны для того, чтобы раздеться, а не для того, чтобы идти на работу». – говорит Скульская.
Если бы сейчас был жив Сандро Боттичелли, он написал бы «Рождение Венеры» более эротично. И главное, он несомненно одел бы Венеру в нейлоновые чулки. Сегодня уже немногие женщины носят чулки, их сменили более практичные колготки. Но бывают моменты, когда женщина надевает кружевной пояс с нейлоновыми чулками и это верх эротизма.
«А вот чулки надевают все-таки, как мне кажется, когда надо порадовать мужской пол. Конечно, мужчины не могут устоять. А если еще, не дай бог, они на поясе. В разное время чулки носили по-разному, были какие-то резинки. Современное производство чулок не позволяет ничего, потому что верхняя, как правило, часть чулка делается ажурной, еще с силиконовой какой-нибудь наклейкой, чтобы держать на ноге. Но тем не менее, если чулки на поясе, то это самый верх эротизма в женском гардеробе. Да еще если женский каблук. Поэтому этот элемент женского туалета не умрет никогда. Пока на Земле существует флирт, то этот предмет будет жить однозначно», – говорит дизайнер Владимир Бухинник.
«Можно долго учить девушку женственности, но чулки сделают это мгновенно», – сказала однажды Эвелина Хромченко.
Посмотреть выпуск передачи «Секретные материалы» от 12 декабря можно также на нашем YouTube-канале.
Смотрите новые серии документального проекта каждую субботу в 6:45 на телеканале «МИР».