Ювелиры попросили отложить старт маркировки украшений

Гильдия ювелиров России попросила правительство отложить обязательную маркировку ювелирных изделий до 2022 года, пишет «Интерфакс» со ссылкой на обращение. По мнению ювелиров, маркировка может привести к остановке оборота ювелирной продукции, что особенно опасно после кризиса.

Ювелиры попросили отложить старт маркировки украшений
© BFM.RU

Проблема в том, что власти требуют ставить маркировку не на упаковку, а на сами украшения. Так не делают ни в одной стране мира, говорит генеральный директор ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуард Уткин.

— Когда все это придумали внедрять, не осталось времени на опробование, тестирование, испытания. Мы как в омут с головой лезем в эту маркировку, и мы боимся, что если что-то пойдет не так, — а мы уже знаем, что вероятность сбоев очень велика, — у нас производственный процесс остановится, потому что мы обязаны считывать эти нанесененные метки, а элементарно у нас ни у кого в отрасли оборудования для считывания нет. Во-вторых, при считывании возникают проблемы — не все считывается, потому что технология абсолютно неопробованная, непротестированная, ее нужно совершенствовать, для этого нужно время. Поэтому мы просим на год отложить маркировку самих изделий. А в течение этого года не то чтобы просто ничего не делать, а маркировать, как во всех остальных товарных группах — бирки, этикетки, упаковку — все что угодно, но не сам металл. Пробирная палата закупила специальное оборудование для нанесения этой маркировки за бюджетные средства, это все траты государства. Но траты бизнеса еще больше, чем государственные. Нужен человек отдельно, который в ежедневном режиме формирует сообщения о приходе драгоценных металлов и камней, о передаче их в производство, об отгрузке поставщикам. И еще проблема: если избирается технология маркировки непосредственно изделий, старые товарные остатки, которые были произведены, допустим, три-пять лет назад, тоже нужно маркировать, а для этого их нужно снять с прилавков, отправить в пробирную палату, и что, торговля останется с пустыми прилавками? Как они будут на жизнь зарабатывать? Вопросов очень много.

— Можно ли говорить о том, что подобная гравировка испортит образ украшения?

— Эта маркировка выглядит как пятнышко, это пятнышко имеет размеры один на один миллиметр и действительно выглядит на изделии как мутное пятно на полированной поверхности. Для мелких изделий это довольно крупное пятно, потому что у мелких изделий некоторые элементы меньше миллиметра плоскости, поверхности. Мировой опыт контроля как раз ограничивается нанесением маркировок на бирки и на упаковку изделия.

Обязательная маркировка ювелирной продукции начинается уже с 1 января. А через полгода в России запретят оборот драгоценных украшений без специальных меток. При этом большинство магазинов не готово к торговле по новым правилам. Но складывается впечатление, что в переходный период ничего в этом страшного нет, говорит президент ювелирного клуба Cluev Илья Клюев.

Илья Клюев президент ювелирного клуба Cluev «Если говорить про серый рынок, никто не знает, каков его объем. Украшения, продающиеся там, не выставляются ни в каком бутике, а целью данного проекта является возможность контроля за официально выставленными в официальных точках ювелирными украшениями. Соответственно, для тех, против кого это нацелено, против недобросовестных участников рынка, это никакого эффекта иметь не будет, а тем, кто действительно работает официально, честно, кроме головной боли, пожалуй, ничего не даст, потому что требуется приобретать дополнительное оборудование. Кстати, этого оборудования пока еще нет, есть только какие-то достаточно дорогостоящие для большинства участников рынка приборы по несколько сот тысяч рублей. Если у кого-то много таких точек, магазинов, то там потребуются достаточно существенные расходы. Реально этим никто пользоваться не будет, кроме проверяющих органов. Нужны были бы определенные шаги со стороны государства, чтобы российский рынок развивать. Если говорить про огранку бриллиантов, вот мы занимаемся огранкой бриллиантов, была когда-то идея, и она звучала и сейчас при введении этой маркировки, что а давайте мы бриллианты российские будем маркировать. В России нет фактически собственных бриллиантов, есть товар, продающийся на экспорт в виде алмазов. То же самое про ювелирные украшения, не маркировка сама по себе, а другие меры по поддержке рынка. Можно говорить про какое-то уменьшение НДС, какие-то определенные традиционные шаги поддержки, которые осуществляются на западном рынке. Относительно переноса, честно говоря, по мне, это без разницы, перед смертью не надышишься, пусть вводят, когда хотят, на этом просто не надо заострять внимание. Мелкую палку поставили тебе в колеса — провернул колесо, едешь дальше. Мы не на главном концентрируемся, а смотрим на какие-то совершенно ненужные, второстепенные вещи. Те же ювелиры. Лучше бы нам поговорить про другие вещи с государством, а не про его какие-то попытки что-то контролировать. Пусть сделают, переживем и это».

Введение обязательной маркировки приведет к резкому росту легальных продаж украшений в 2021 году, заявил ранее в интервью РИА Новости замминистра финансов Алексей Моисеев. На сегодняшний день, по его оценкам, до половины ювелирного рынка носит серый характер.

«Мы считаем, что результат у нас будет такой же, как после внедрения маркировки шуб. Помните, после введения обязательной маркировки легальный рынок вырос в несколько раз? Может, в нашем случае будет еще и лучше», — отметил Моисеев. После введения маркировки шуб в 2016 году число учтенных товаров на рынке выросло в 13 раз, а объем легальных продаж — в семь раз.