«Человечеству предстоит перейти на новый эволюционный уровень»: профессор Академии геополитических проблем Александр Усанин
Проблемы современного общества грозят гибелью человечеству и жизни на всей планете. Решить эти проблемы можно только духовными способами, развитием и подъемом человека на новый уровень, убежден профессор Академии геополитических проблем Александр Усанин, учредитель премии за доброту в искусстве «На Благо Мира». Александр Усанин обсудил перспективы человечества и важность развития человеческих духовных качеств с Инфо24: Проблемы современного общества рождены деятельностью на платформе ума. Для того, чтобы они ушли в прошлое, человечеству необходимо подняться на уровень разума. Именно наличие разума отличает людей от животных. У животных есть ум, но нет разума. Ум отвечает за: 1) выживание, 2) обеспечение телесных потребностей/телесный комфорт. Разум отвечает за: 1) самопознание и 2) совершенствование своих отношений с другими. Разум даёт нам способность осознанно совершенствовать свои отношения со всеми, кто нас окружает, со всем мирозданием в целом и с Богом. Обладание одновременно и разумом, и умом, делает человека существом двойственным: человек социальный и человек индивидуальный. Человек индивидуальный – это человек умный. Человек социальный – это человек разумный. Чем разумнее человек – тем лучше его отношения со всем окружающим миром, с Природой и Богом. Чем больше развиваются технологии, направленные на удовлетворение тела и ума, и чем меньше при этом внимания уделяется совершенствованию внутреннего мира людей, качеству их отношений друг с другом и их окружающим миром — тем меньше в них остаётся их человеческих качеств, тем больше они совершают бесчеловечных поступков, тем больше хаоса они несут в мир, уничтожая Природу. Современная цивилизация – это цивилизация умных, но неразумных людей. У современных людей ум за разум зашёл: индивидуальный комфорт они начали ценить больше, чем отношения. Люди сейчас улучшают условия жизни, забыв про саму жизнь. Ради улучшения условий жизни люди уничтожают жизнь на планете. Платформа ума – это улучшение условий жизни. Уровень разума – это улучшение отношений со всеми, кто нас окружает. Потому что суть жизни – любовь, дружба, эмоции и взаимоотношения высших порядков. Иллюстрация: Инфо24 Трансгуманисты и многие футурологи сейчас говорят о переходе на новый технологический уровень, который изменит всю жизнь. Но технологические разные виды укладов – это платформа ума; развитие технологий только лишь увеличит количество разных проблем, увеличивая в том числе их опасность, если человечество не изменит своё отношение к жизни, друг к другу, перейдя на платформу заботы людей друг о друге – на уровень разума. Искусственный интеллект – уровень ума. Искусственный интеллект не может управлять человечеством или живыми людьми, потому что у него нет сострадания, совести, нравственности, у него нет никаких чувств и эмоций. Тогда как духовная жизнь – это развитие в людях любви, жизнь ярких высоких эмоций и чувств. Прогресс человечества – это прогресс человечности в людях, развитие этих высоких эмоций и чувств. Чем больше разрыв между разумом и умом – тем хуже для человека и общества. И наоборот: чем лучше взаимоотношения между людьми – тем легче они достигают успеха во всех сферах жизни при меньших затратах ресурсов и сил. Ум – улучшение материальных вещей, разум – улучшение себя! Ум: цель – потребление. Разум: цель – отношения. Все действия на платформе ума – это разные формы эксплуатации. Все действия на платформе разума – разные формы заботы людей друг о друге. Поэтому нужно устранять не какую-либо часть общества как эксплуататорский класс, нужно устранять причину эксплуатации – сознание на платформе ума. Нам нужно изменить отношение людей к жизни, друг к другу. Тогда жизнь людей станет действительно лучше. Государство – это система, создаваемая людьми для достижения ими их целей. Государства становятся частями эксплуататорской системы, когда общество находится на платформе ума. В обществе разумных существ государство становится системой, ориентированной на благополучие и духовное развитие всех. Иллюстрация: Инфо24 Человечеству предстоит перейти на новый эволюционный уровень с платформы ума на уровень разума. Прогресс потребления нужно заменить на прогресс отношений. Для этого нужно сменить критерии оценки благополучия положения дел в обществе. Сейчас государства оцениваются по способности потребительской корзине и количеству проданных или произведенных товаров и добытых с этой целью ресурсов. Для повышения этих показателей срок годности, качество производимых товаров сейчас многократно снижают. Производство товаров с системой преждевременного устаревания и вредных продуктов стимулирует продажу и производство лекарств, новых товаров. Но государства нужно оценивать по показателям, которые отражают качество отношений между людьми (в чём, собственно, проявляется степень разумности человека). В СССР был сделан шаг к построению Общества Человечности, общества заботы людей друг о друге, общества разумных существ. Но при этом «вторая нога» была прибита на месте атеистической пропагандой. Поэтому мы и упали. Все предыдущие модели построения обществом за последние сто лет можно классифицировать так: Запад – общество эксплуатации и ориентация на материальные ценности. ССССР – отсутствие эксплуатации и ориентация на материальные ценности. Восток – общество эксплуатации (кастовая система) и ориентация на духовные ценности. Общество Человечности – забота людей друг о друге, ориентация на духовные ценности. Пришло время построить цивилизацию разумных людей. Прогресс человечества – это прогресс человечности в людях. Человечность – это культурно-нравственное развитие самого человека, развитие его разума и обретение им: 1) Полноты нравственности; 2) Полноты ответственности; 3) Полноты понимания жизни; 4) Раскрытие его индивидуальной природы, его уникальных талантов. Иллюстрация: Инфо24 По мере когерентного развития этих всех сфер человек начинает ощущать полноту жизни. Полнота понимания значит, что мы развиваем свой разум и понимаем, как всё в этом мире устроено и функционирует, в чём смысл и предназначение человеческой жизни. Полнота нравственности означает, что мы хотим сделать счастливой не только свою жизнь, но и жизнь своих близких, всех, кто нас окружает из любви к ним, опираясь на ценности высших порядков. Полнота ответственности означает, что мы берём на себя ответственность за свою жизнь, жизнь близких, планеты и всего человечества в целом, а не перекладываем её на других. Раскрытие в людях их личностной индивидуальной природы увеличивает их наслаждение от отношений друг с другом, реализуя божественный принцип единства в разнообразии. Чем больше женщинах женственности, чем больше мужских качеств в мужчинах – тем притягательнее и интереснее они друг для друга, тем крепче и лучше их семейные союзы. Аналогично этому, чем полней люди раскрывают свою индивидуальную природу, свои заложенные в них Богом таланты – тем насыщеннее и качественнее, тем интереснее их отношения друг с другом. Разум имеет антиэнтропийную природу, что означает, что разум стремится всегда только к увеличению знаний, к увеличению понимания истинной природы вещей, а в высшем его проявлении – к постижению Бога, к восстановлению своих с Ним отношений. Интеллект, то есть разум – это антиэнтропийный инструмент, предназначение которого заключается в том, чтобы возвышать человека, возвышать душу из обречённой на тлен энтропийной материи. Человек развивает свой разум тогда, когда он сосредоточен на том, как принести всестороннее благо всем, кто его окружает, опираясь на свои все таланты и навыки. Это и есть человечность! Согласно всем существующим на этой планете религиям, цель человеческой жизни заключается в том, чтобы все люди раскрыли в себе все хорошие качества и воссоединились с Всевышним. Главная цель глав государств заключается в том, чтобы помочь людям в этом. В этом заключается ответственность их перед Богом. Сегодня руководители стран подобны директорам школ, которые оценивают положение дел в своих школах по уровню технической модернизации школы. При этом совсем не берётся в расчёт сам учебный процесс – чему дети учатся, и учатся ли они чему-то вообще? Какой толк от того, что школа хорошо оборудована и хорошо выглядит, если ученики в ней, забыв про учёбу, дерутся и убивают друг друга? А именно это и происходит сейчас на планете. Сейчас люди находятся на платформе ума, из-за чего становятся индивидуалистами и деградируют нравственно из-за неверно поставленных приоритетов и целей. В нынешней системе координат главным для всех государств главным является экономический рост, а не развитие человека как личности. Но правильная расстановка приоритетов должна быть иной. В России есть поговорка: «Не ставь телегу впереди лошади!». Развитие в людях их человеческих качеств – это лошадь прогресса, а материальное благополучие — это телега. Когда лошадь находится спереди телеги – они двигаются вперёд безопаснее и намного быстрее! Человечество будет развиваться намного быстрее и правильнее, если оно будет перемещено из экономической системы координат, которая порождена мышлением на платформе ума, в систему координат, отражающих развитие у людей разума, развитие их человеческих качеств. Нам нужно создать Общество Человечности, чтобы достичь процветания на всех уровнях жизни! Иллюстрация: Инфо24 Количество у людей разума, нравственности и ответственности проявляется в качестве их отношений. Поэтому положение дел в государствах необходимо оценивать по таким негативным и положительным показателям, как: количество разводов, абортов; количество детей, воспитываемых в неполной семье или воспитываемых не родными родителями; количество престарелых людей, оставшихся без поддержки детей; количество безработных, а также бездомных людей; количество бытового насилия, преступлений всех видов, коррупции, других социальных различного рода конфликтов, количество суицидов, депрессий, психических заболеваний и стрессов, из положительных показателей – это: количество официально заключённых семейных союзов и крепких семей, количество золотых свадеб, людей, ведущих здоровый стиль жизни, увеличение продолжительности и качества жизни, отношение людей ко всем окружающим их существам и к природе: количество сохранённых и приумноженных природных ресурсов, т.п. Куда ориентирован нос корабля — туда плывёт весь корабль. Когда государства станут ориентированы на развитие человечности в людях и будут оцениваться по тем показателям, которые отражают качество, уровень их отношений – тогда и работа общественных всех институтов будет перенастроена так, чтобы они все работали на улучшение этих всех показателей. Система образования будет настроена так, чтобы её главной задачей было привитие детям возвышенных качеств, стремления к всестороннему нравственному саморазвитию. Так же кино, телевидение, средства массовой информации должны быть настроены так, чтобы они несли людям высокую культуру общения, чтобы они укрепляли семью и вдохновляли людей к проявлению своих лучших качеств. Ориентация на прибыль – это развитие в людях индивидуализма и вектора «брать»; а ориентация на человечность – это развитие в людях стремления дать что-то другим. Когда курс человечества станет вновь правильным, это повлечёт улучшение в том числе в экономике, потому что в тех странах и государствах, где люди заботятся о благе друг друга растут безопасность, стабильность, экономика приходит в порядок при уменьшении различных ненужных затрат и издержек. Критерием эффективности станет не прибыль, а общественная польза, что сделает все страны на этой планете воистину «социальными государствами». Труд станет не средством для выживания, а элементом творчества. Такой курс приведёт мировое сообщество к гармонии, к процветанию на всех уровнях жизни! Сейчас, когда человечество входит режим турбулентности и на разрушающихся старых системах возникают попытки построения тоталитарных диктаторских международных систем, с целью предотвращения этих попыток, необходимо знать о их признаках. Это системы, которые блокируют развитие человечности в людях, не дают людям обрести полноту человеческих качеств: Ограничение развития разума осуществляется через стратификацию и ограничение знаний, когда разным детям система образования даёт только лишь фрагментарные знания: одним детям – знания как создавать роботов; другим – как выращивать овощи, не давая им в самом начале полноты знаний о всём окружающем мире. Деградация нравственности осуществляется через сосредоточение сознания людей на телесных потребностях, что формирует у них потребительское отношение к жизни, друг к другу, всему мирозданию в целом, ведя к экологическим катастрофам и кризисам. Уничтожение нравственности осуществляется в том числе через разрушение традиционной семьи, через изъятие у родителей прав по воспитанию детей, передачу их государству или сторонним организациям/лицам. Иллюстрация: Инфо24 Блокирование в людях ответственности осуществляется через стратификацию общества, подчинение людей системам искусственного интеллекта, ограничение их человеческих прав и свобод. Ответственность развивается только в пространстве свободы. Чем меньше у человека свободы – тем меньше он развивает ответственности. Препятствием для раскрытия индивидуальности человека является уравниловка, которая была в позднем Советском Союзе, то есть, введение единого уровня дохода для всех, независимо от количества или наличия приносимой человеком пользы. Другим видом препятствий к раскрытию в людях заложенных от природы талантов являются все виды стратификации, расслоения общества с отсутствием социальных лифтов. Всё это необходимо учесть, чтобы наша цивилизация стала цивилизацией разумных людей. Прогресс человечества, социальный прогресс — это прогресс отношений, прогресс человечности в людях!