Войти в почту

Цифровая маркировка одежды: эксперты назвали плюсы и минусы

Продавцы на «развалах» дешевой одежды, вероятно, скоро уйдут в прошлое. Как, впрочем, и сами «развалы». Согласно новому закону, вступившему в силу 1 января 2021 года, вся одежда в розничной торговле подлежит обязательной маркировке, а продавцы должны иметь сертификат на ее продажу.

Цифровая маркировка одежды: эксперты назвали плюсы и минусы
© Волгоградская правда

Для тех, кто ближе к телу

Маркировка призвана не только сократить объем нелегального оборота контрафакта, но и гарантировать права потребителя на качественный товар. Это, говорят в Минпромторге РФ, своеобразный «знак качества» для покупателя, поскольку позволяет обеспечить дополнительную гарантию подлинности товара.

– Одежда – неотъемлемая часть жизни любого человека, – говорит дизайнер и производитель одежды Елена Вернеева. – Поэтому она должна быть красива и безопасна, поскольку имеет непосредственный контакт с кожей человека.

То есть она должна быть устойчива к окраске, не содержать недопустимого уровня вредных химических веществ, а также быть воздухопроницаема, гигроскопична и не токсична.

Специалисты всю одежду классифицируют. Изделия первого слоя имеют непосредственный контакт с кожей. Это нательное и постельное белье, корсетные и купальные изделия, летние головные уборы, чулочно-носочные изделия, платки носовые, платочно-шарфовые изделия и так далее.

Изделия второго слоя имеют ограниченный контакт с кожей человека – это платья, блузки, сорочки, брюки, юбки, костюмы без подкладки, свитеры, джемперы и другая одежда.

Изделия третьего слоя – это, собственно, верхняя одежда. Особые требования – к детской «экипировке».

– Вся одежда для детей до трех лет должна иметь обязательное Свидетельство о государственной регистрации продукции от Роспотребнадзора и быть декларированной по Техническому регламенту Таможенного союза, – поясняет эксперт Елена Савушкина. – Одежда первого и второго слоя для взрослых – обязательный сертификат по Техническому регламенту Таможенного союза. Далее идет регламентация специализированной одежды, экипировки спортивных команд, военной формы и прочее.

Декларировать нужно и сценическую одежду.

Подробнее о том, какая одежда подлежит обязательной сертификации, проконсультируют в специализированном центре сертификации. К слову, в Волгограде их несколько.

Однако, прежде чем получить соответствующий сертификат, изделия должны пройти испытания и получить оценку по показателям безопасности. Срок действия сертификата – от одного года до пяти лет.

На все виды маркированной одежды должен быть приклеен своеобразный «чип» с цифровым кодом Data Matrix – он уникален для каждой единицы товара, его может проверить каждый потребитель, и это расскажет о происхождении товара и его путь.

 Чипирование осуществляет импортер или продавец. Товар, купленный до чипирования, тоже должен маркироваться, но уже по упрощенным кодам. Если производитель одежды реализует свою продукцию через сеть крупных супермаркетов, то все заботы по приобретению сертификата и маркировке одежды берет на себя торговая сеть.

«Роста цен не ожидаем»

Между тем скептики уже сейчас прогнозируют рост цены на одежду из‑за маркировки. Минпромторг РФ им возражает: повышения цен именно из‑за маркировки произойти не должно.

– Роста цен в связи с введением данных требований мы не ожидаем, – говорится в официальном комментарии ведомства. – При этом у добросовестных предпринимателей появится возможность увеличить свою долю на рынке за счет сокращения нелегального оборота товаров.

А что думают об этом сами производители одежды? Решит ли маркировка их проблемы или, наоборот, создаст новые? Однозначного ответа на этот вопрос у волгоградских представителей легпрома нет.

– Я всю жизнь шью одежду, работаю на заказ, – рассказывает швея Валентина Маркина. – Часть сшитой продукции я последние годы реализовывала через «Авито». Теперь же мне предстоит долгая процедура оформления и маркировки. Конечно, придется на некоторое время приостановить производство. А все мои расходы, естественно, лягут на потребителя.

А потребителей и так не очень много. Неужели придется оставить свое дело?

Впрочем, специалисты органа сертификации утверждают, что получить сертификат не так сложно. Главное – чтобы изделия соответствовали требованиям.

Если производитель одежды неизвестен или документов на товар продавец предоставить не может, то это ответственность продавцов.

Тем самым они нарушают законодательство.

Изготовитель не должен выпускать в оборот продукцию без обязательных документов, а продавец –принимать их на склад. Для них это грозит штрафами и изъятием из продажи.

– Пока наши изделия под маркировку не попадают, – комментируют специалисты по производству одежды. – Например, основная линейка продукции нашей компании – мужские костюмы. Качество и «вкусная» цена обеспечивают нам стабильный спрос.

Что касается остальных изделий, в частности верхней одежды, то мы реализуем ее через сеть крупных магазинов, и это, как говорится, уже не наша забота.

Хотя я убежден: защита потребительского рынка от контрафакта – благое дело. Обязательная маркировка оставит на рынке только добросовестных производителей, а все подпольные пошивочные мастерские уйдут в небытие.

«Секонд-хенд» вне закона?

Однако не все так просто. Например, одежда категории «секонд-хенд» обязательной цифровой маркировке не подлежит, и это может сыграть на руку «серому» бизнесу. В другой стране можно собрать вещи, накидать их в тюк, спрессовать – и партия бывшей в употреблении одежды готова к отправке.

В России ее разложат по размерам и типам, даже упакуют. При этом стоить она будет намного меньше, чем одежда новая и прошедшая таможню по всем правилам. С этой точки зрения отказ от маркировки импорта уже не кажется очевидным и разумным.

Вопрос «секонд-хендов» в Минпромторге РФ сейчас прорабатывается, и, возможно, оптимальное решение все‑таки будет найдено.

Ну а пока хочется надеяться, что немного повышенная цена на маркированные и качественные изделия избавит волгоградцев от лишних трат. Старая поговорка «Мы не слишком богатые люди, чтобы покупать дешевые вещи» по‑прежнему не теряет своей актуальности.